Когда сегодня говорят о развитии роботов и искусственного интеллекта, то концентрируются на исходящей от них опасности. Однако их использование имеет и другую сторону, социальную. Внезапно все и каждый могут ощутить себя чем-то средним между рабовладельцем и Большим Боссом. Это настолько блистательно изложено в эссе Life With My Robot Secretary в Fast Company, что мы взяли на себя смелость пересказать историю близко к тексту.
Автор — обычный журналист и, разумеется, не может позволить себе личного секретаря. Более того, поскольку средняя зарплата на такой должности в США составляет 31 тыс. в год, а в стране в целом на пять тысяч меньше, вполне понятно, что многие американцы и сами мечтают о такой работе.
Идеальная помощница
Именно поэтому идея, лежащая в основе стартапа Clara Labs — идея о предоставлении за плату (весьма нескромную) роботизированного личного ассистента, кажется такой привлекательной очень многим. Раз — и появился личный секретарь. Два — и он уже согласовывает встречи. У этого… существа даже есть имя — Клара.
Чтобы ею пользоваться, надо лишь адресовать Кларе письма, ставя ее электронный адрес в копию. Все остальное она делает сама.
"Я подсел немедленно", — признается автор. Поначалу он смущался и чувствовал себя глупо, подозревая, что робот в любой момент может его "подставить" и опозорить. Однако, когда он впервые попросил организовать встречу, Клара быстро предложила его собеседникам несколько вариантов в разное время и сама заполнила Google Calendar, добавив встречи на заданное время — автору не пришлось ничего делать.
И она часто проделывала все это самостоятельно, просто ставя "хозяина" перед фактом — вся переписка от него ускользала, не отвлекала и не мешала. Помощь Клары трудно оценить в деньгах, потому что она экономит не слишком много времени. Однако она делает главное — защищает своего владельца от постоянных "дерганий" со стороны его собеседников. И она ни разу не перепутала время, имена собеседников и была даже более вежлива, чем в такой ситуации был бы автор. Идеальная помощница!
Знакомый всем интерфейс
Первоначальная настройка Клары требует лишь указать любимые места для встречи и еще некоторую информацию по мелочи. Дальнейшая "настройка" происходит с помощью знакомого всем интерфейса — на чистом английском языке. Если надо, чтобы между встречами были "буферные зоны" в 15 минут, Клару надо только попросить. Никаких всплывающих меню и выпадающих чекбоксов.
Более того, Клара сама периодически спрашивает о тех или иных предпочтениях и подсказывает, что еще она может организовать (например, совещания в офисе). И все общение с ней происходит посредством обычной переписки. Причем переписки, в которой Клара демонстрировала удивительную человечность. "Спасибо, что сообщил, я учту это! Радостного и спокойного отпуска", — ответила она как-то на письмо о том, что автор решил отдохнуть недельку.
Поэтому со временем он начал говорить с ней более разговорным языком и никаких проблем это не вызывало. А если его собеседники использовали свою Клару, то те просто договаривались между собой и ставили владельцев перед фактом.
Тест Тьюринга и социальный аспект
Удивительно, но Клара прошла тест Тьюринга — испытание на человечность, которому регулярно подвергают лучшие разработки в области искусственного интеллекта. Когда автор спрашивал своих собеседников о том, поняли ли они, что его ассистент — робот, многие из них искренне удивлялись и говорили: этого не может быть. Хотя некоторые оказались достаточно сообразительными, чтобы увидеть, что Клара отвечает с домена посторонней компании (за отдельные деньги это можно изменить). Другие почувствовали подвох в связи с тем, что обычный журналист никак не мог позволить себе иметь личного секретаря.
Но в общем и целом Клара впечатлила автора настолько, что он задумался:через несколько десятков лет у всех нас будут лишние роботизированные помощники, которые не только будут разбирать почту и договариваться друг с другом о встречах, но и следить за котировками акций, согласовывать ставки на аренду недвижимости и общаться с банками от нашего имени. И, вполне возможно, что "на том конце" тоже будут роботы.
Вопрос только в том, смогут себе это позволить вообще все или только избранные. Все и каждый или ровно те, кто и сегодня могут позволить себе личных секретарей, причем часто не по необходимости, а просто потому, что могут или хотят выглядеть более важными в других глазах.
По словам автора, ему часто приходится иметь дело с личными секретарями своих источников и собеседников. "И хотя это может показаться ребячеством, больше всего в ситуации с Кларой мне нравится то, что я внезапно почувствовал: в моем распоряжении есть другой человек", — пишет он.
Секретный ингредиент — люди
Если вам показалось, что для 2015 года это все слишком хорошо, чтобы быть правдой, то можете себя поздравить — вы были правы. Потому что все, что от своего имени пишет Клара, проверяется и уточняется обычными живыми людьми. Именно они учат роботизированную систему нюансам этикета и тому, как следует поступать в разных ситуациях. Именно поэтому Клара показалась автору настолько человечной. Потому что она и была человеком.
В Clara Labs утверждают, что люди нужны, чтобы "учить" систему и контролировать ее. Другие источники автора материала говорят, что практически всю работу в компании за Клару делают люди.
В Clara Labs говорят, что если им удастся сделать 100% робота, то компания просто умрет — зачем и кому она в таком случае нужна, ведь все будет работать само. И что для идеального сервиса — такого, каким он показался автору — нужны люди. И что им лично этот подход нравится больше.
Плохо это или хорошо? Закончим словами автора оригинального материала:
"Для нас Клара может быть дюжиной, сотней или тысячей людей — и это нормально, потому что Клара кажется нам некой личностью, с к которой мы можем общаться. После месяца работы с Кларой все, что я понял: мне все равно — искусственный она интеллект или реальная личность.
И, может быть, в этом заключается настоящая гениальность Клары. Во всяком случае, она дает людям ключ к пониманию силы микро-труда. Она — платформа, которая заставляет каждого из нас чувствовать себя боссом".