Долгая дорога к театру военных действий
Микропленка и процесс перенесения на нее изображений были изобретены британским ученым (да-да!) Джоном Бенджамином Дэнсером еще в 1839 году. Первым, кто усовершенствовал процесс, а заодно подсуетился и запатентовал идею на материке стал французский фотограф и изобретатель Рене Дагрон, который в1859 году "застолбил" за собой право снимать сливки с этого полезного изобретения.
Полезность изобретения оценили быстро — уже во время Франко-прусской войны 1870-1871 годов микрофильм использовали для передачи донесений с помощью почтовых голубей. Бонус пленки был в том, что на нее можно было поместить гораздо больше информации, чем на бумагу. Вес, который несет голубь, ограничен и это полезное качество — компактность — быстро полюбилось военным и шпионам.
Первой крупной компанией, которая решила извлекать пользу из микрофильма, стала Eastman Kodak, которая купила патент на процесс переноса крошечного изображения на пленку у нью-йоркского банкира Джорджа Маккарти. Но звездный час изобретения наступил только в начале 1930-х, когда Eastman Kodak вместе с Imperial Airways (теперь British Airways) и Pan-American Airways (которой уже нет) начала разрабатывать систему Airgraph.
Столь длинное вступление нужно было для того, чтобы показать — микрофильмы не появились из ниоткуда, к началу Второй мировой войны у военных и разведок разных стран был накоплен опыт использования технологии. Но потребовались британская расчетливость, американская предприимчивость и благоприятное стечение обстоятельств, чтобы из нишевой технологии сделать что-то действительно достойное внимания.
Почему микрофильмы не использовались в СССР и Германии?
Библиотека Конгресса США. На фото: курьер доставляет обычные письма в специальный офис в Пентагоне.
Что предложили Eastman Kodak вместе с авиакомпаниями, так это просто и понятный процесс. Берем письмо, фотографируем его, наносим на микропленку, микропленку пересылаем самолетами и кораблями куда-нибудь подальше, на месте распечатываем, вручаем адресату. Фокус в том, что на одну пленку может влезть очень много писем, а весит она — по сравнению с бумагой — ничтожно мало. И если даже в процессе намокнет — не велика беда.
Так, 1600 типичных бумажных британских писем в 1930-х годах весили 22,6 килограмма. Если же их перевести на пленку, то получалось немногим менее 142 граммов. Колоссальная разница!
Известно, что советская военно-полевая почта в годы войны доставила более 70 млн. бумажных писем. Они, конечно, были легче, чем американские и британские (потому что в массе своей были без конвертов, знаменитые письма-треугольники), но все равно — это сколько можно было всего сэкономить на их доставке?!
Библиотека Конгресса США. На фото: бумажные письма вскрываются, прочитываются, сортируются, готовятся к "сканированию".
Однако и для СССР, и для нацистской Германии подобная экономия не была особенно актуальна. Первый воевал сначала на своей территории, а потом относительно недалеко от нее, а немецкая почта быстро наловчилась использовать почтовые организации оккупированных территорий в своих интересах. Микропленка могла заинтересовать только те страны, что были вынуждены доставлять основную массу почты максимально затратными и неудобным в то время способом — по воздуху и морю.
От британской Airgraph к американской V-Mail
Библиотека Конгресса США. На фото: процесс фотографирования писем.
Достоверно известно имя человека, которого можно считать автором идеи использовать микропленку на благо армии. Это Джон Мур-Брабазон, британский авиатор и политик, министр транспорта в правительстве Черчилля и автор некоторых довольно циничных высказываний по поводу военных действий на Восточном фронте.
Но бог с ним, как с политиком. Важнее, что именно он в 1940 году первым предложил военному командованию поставить на поток Airgraph и использовать его для нужд британской армии, а именно — для связи Лондона и Средневосточного командования на Ближнем Востоке.
Первые 70 тыс. микропленок с письмами и документами были отправлены в Каир в 1941 году. В том же году были открыты "офисы" в Канаде и Восточной Африке. Потом последовали Бирма, Индия, ЮАР (все — 1942 год), Австралия, Новая Зеландия (1943), наконец Цейлон и Италия (1944). Процесс шел относительно не быстро, потому что "на места" надо было завезти оборудование и людей, умеющих с ним обращаться, а потом наладить поставки нужных расходных материалов.
Библиотека Конгресса США. На фото: процесс печати писем "на местах".
Поставщиком оборудования была все та же Eastman Kodak, компания, между прочим, вполне американская. Неудивительно, что и в родных для нее США идею быстро поняли правильно, подхватили и решили использовать для своих нужд. Так Airgraph пережил американский ребрендинг и стал V-Mail, или Victory Mail.
Ведь США ВСЮ почту во время Второй мировой войны надо было перевозить самолетами или кораблями, страна на своей территории просто не воевала. Армия у них была большая, писем было много. И если британский проект Airgraph ближе к концу войны естественным образом угас (писем стало меньше, а возможности для транспортировки наоборот, выросли), то V-Mail эксплуатировали и в хвост, и в гриву практически до самого конца.
Библиотека Конгресса США. На фото: распечатанные письма сушатся и проверяются на целостность.
Микропленка во время Второй мировой войны сослужила обеим странам очень хорошую службу, убрав узкое место в транспортировке писем — ограниченные возможности самолетов и кораблей. Фактически она позволила союзникам "взломать" военно-полевую почту. Драматически — без тени иронии — увеличить ее пропускную способность. Но были у нее и свои недостатки или, если хотите, особенности.
Особенности цветения микропленки в военный период
Библиотека Конгресса США. На фото: распечатанные письма режутся на отдельные документы.
Самая главная особенность микропленки — наличие операторов, которые сначала фотографируют письмо и переносят его на пленку, а потом печатают с пленки на бумагу. И они, разумеется, видят содержимое документа. Никому не хочется, чтобы читали его письма, но в военное время цензура существовала во всех без исключения армиях, так что солдаты и их родные по умолчанию знали, что их письмо будет вскрыто и прочтено, иллюзий на этот счет никто не питал.
Собственно, именно поэтому микропленку как носитель бумажных писем использовали настолько массово только во время войны — ни отправитель, ни получатель не протестовали против того, что письмо будет вскрыто и прочтено. Спасибо, как говорится, что живой, а если читают — так и черт с ними. Наоборот, раз используешь V-Mail — ты патриот, ибо экономить место в корабле и одновременно показываешь, что скрывать тебе нечего.
Библиотека Конгресса США. На фото: плакат, рекламирующий V-Mail.
Вторая особенность микропленки заключалась в технологическом процессе — на месте распечатывания на бумагу переносили не оригинал, а его уменьшенную до 60% копию. С 178 на 232 мм до 107 на 132 мм. Ну а что вы хотели — так бумаги на всех не напасешься, да не простой бумаги, а способной пройти через чрево машин Eastman Kodak.
Особенность "2,5" — важная, но маленькая — заключалась в том, что микропленка, в отличие от бумаги, не боится влаги. Архиважная особенность в условиях, когда почта перевозится по морю или над морем и в любой момент может с этим самым морем прийти в непосредственный контакт.
Библиотека Конгресса США. На фото: письма сортируются и готовятся к отправке.
Третья особенность микропленки — способность массово "обеззараживать" военную почту. Между прочим, очень ценное качество. И нет, речь идет не о вирусах и злых грибах. Речь идет о том, что если в бумажном письме можно использовать массу хитрых способов скрыть информацию, начиная от стеганографии и заканчивая "тайными чернилами", то при нанесении изображения на микропленку все эти тайные знаки автоматически терялись. Пленка дура — что сфотографировали, то и передала. Какие-такие еще тайные знаки?! Так что военное командование могло быть уверено в том, что шпионам в рядах вверенной ему армии живется очень несладко.
Библиотека Конгресса США. На фото: пример качества печати "v-письма".
Наконец, четвертая особенность V-Mail заключалась в том, что и на месте отправления, и на месте получения должно было быть специальное и довольно громоздкое, как вы видите на фото, оборудование. А также специально обученные люди. И еще поставку расходных материалов — бумаги и пленки — наладить надо было не забыть.
Так что в каком-то смысле Airgraph/V-Mail были передовыми, инновационными для своего времени, но очень буржуинскими сервисами. Сервисами тех стран, которые могли их себе позволить.