Фото: LETA

Видение перспектив развития мировой экономики остается оптимистичным, в то же время неоднозначным. Это определяет как ситуация, которая наблюдается в стремительно развивающихся странах, так и новые вызовы в развитых странах, связанные с беженцами, изменениями климата и т.п., в результате чего возможны резко негативные повороты. И хоть вероятность таких поворотов в ближайшее время очень велика, прогнозы свидетельствуют о том, что глобальный рост в последующие два года укрепится. Основным двигателем роста 34 стран Организации экономического сотрудничества и развития (OECD) станет сильный внутренний спрос, который будет опираться на стимулирующую политику центробанков. Кстати, от этого больше всего выиграют сферы трудоемких услуг. Тем временем промышленность посылает предупреждающие сигналы, продолжая по всему миру демонстрировать признаки слабости, говорится в прогнозе банка SEB.

Замедление роста Китая продолжится, мировое давление, направленное на снижение цен на сырье и энергию, сохранится. Ясно, что центробанки многих стран будут концентрироваться на курсах валют и их корректировке с целью способствовать достижению целей инфляции и укреплению конкурентоспособности. Между тем, стремительно развивающимся странам и странам-производителям нефти придется приспосабливаться к более низким потокам доходов, из-за чего им нужно будет переоценить модели своего роста и экономическую политику. В Соединенных Штатах Америки экономический рост в 2016 году составит 2,9%, затем в 2017 году последует небольшое замедление до 2,6%. Промышленный рост ограничит сильный доллар США и слабый внешний спрос, а также низкие цены на нефть, что будет тормозить инвестиции в энергодобывающие отрасли. С другой стороны, активность потребления домашних хозяйств и строительства будет высокой.

Безработица до конца 2017 года уменьшится до 4,2%. Тем самым рост зарплат, который с 2011 года составил примерно 2%, ускорится до 3-3,5%. После семилетнего периода "нулевых процентных ставок" Федеральная резервная система (ФРС) в декабре 2015 года, после предпринятых в июне и сентябре этого года попыток, приняла решение в пользу увеличения базовой ставки. Дальнейший цикл увеличения ставок будет продуманным и медленным, учитывая то, что инфляция контролируется и экономика чувствительна к изменениям процентных ставок. Также приходится оценивать влияние принятого решения на другие страны и риск нежелательно сильного доллара.

Прогнозируется, что в конце 2017 года основная ставка ФРС будет близка к 2%. Но политика ФРС по-прежнему будет стимулирующей. В последние годы монетарная политика США все больше становится источником опасений глобального масштаба. Ее влияние на курсы валют и, соответственно, на инфляцию и создание политики во многих странах было больше, чем ожидалось. Стремительно растущие экономики резко нарастили долги, деноминированные в долларах, а страны, валюты которых в большей или меньшей степени привязаны к доллару, вынуждены импортировать монетарную политику США, даже в условиях, когда ее экономический цикл отличается от США.

Более дорогое финансирование, деноминированное в долларах, станет вызовом для многих стремительно растущих экономик, которым нужно будет также приспособиться к значительно более низким доходам. Сценарий жесткой посадки Китая является, возможно, самым большим риском. Однако с помощью стремительно растущего сектора услуг, с помощью ежегодного роста реальной зарплаты на 8% и с помощью стимулирования экономики правительством мягкая посадка Китая - по-прежнему самый вероятный сценарий. ВВП Китая в 2016 году вырастет на 6,5% и в 2017 году на 6,3%. Экономика Индии будет расти стремительнее, чем в Китае, то есть, в 2016 году она увеличится на 7,8% и на 8% - в 2017-м. Давление инфляции в мире сохранится на исторически низком уровне, благодаря чему довольно высокой будет покупательская способность населения. Тем временем монетарная политика может стать еще более стимулирующей.

В этих условиях, несмотря на плотные грозовые облака, экономика еврозоны продолжит расти – в следующем году примерно на 2% и в 2017 году - на 2,1%. Рост будет стимулировать слабый евро и низкие процентные ставки. Приличный темп экономического роста будет наблюдаться в Германии и Испании. Рост экономики Франции и Италии будет слабее. Кризис беженцев и риски, которые связаны с растущим напряжением после терактов в Париже, создают новые вызовы политического характера для сотрудничества между странами Евросоюза и еврозоны. Возможно, придется столкнуться с возвращением пограничного контроля и более низким уровнем мобильности.

Пока это кризис главным образом гуманитарного и политического характера, а не экономического, но если не решать возникающие проблемы, то он таковым станет. К тому же, ряду стран предлагается возможность эластичнее интерпретировать фискальные условия ЕС. Все это происходит в ситуации, когда без ответов остаются фундаментальные долгосрочные вопросы - например, об экономической интеграции и политическом союзе, о том, что нужно сделать Евросоюзу, чтобы Соединенное Королевство сохранило членство в альянсе. Повышенная неопределенность будет тормозить перспективы экономического роста.

Разворачивающийся миграционный кризис с его историческими масштабами создает новые вызовы. Наиболее выражены они сейчас в Швеции. Ожидается, что вопрос беженцев окажет существенное влияние на экономику Швеции. Происходящее переселение беженцев увеличит расходы страны, которые сейчас ничем не покрываются. Очень возможно, что Швеции придется пожертвовать своими тремя фискальными "священными коровами", то есть, профицитом бюджета, принципом "крона к кроне (увеличение расходов должно быть фискально нейтральным)" и критерием потолка расходов. В краткосрочной перспективе это приведет к фискальному стимулированию, что является одной из причин, по которой ВВП будет расти стремительнее, чем прогнозировалось ранее. ВВП в 2016 году и 2017-м увеличится соответственно на 3,6% и 2,8%.

В связи с растущим предложением рабочей силы станет выше уровень безработицы. Но увеличиваются риски, которые угрожают экономике Швеции в целом, это происходит благодаря растущему дисбалансу на рынке жилья и тяжелеющему финансовому бремени государства. Строительство жилья будет стремительным (способствуя приросту ВВП на 1 процентный пункт) и будет способствовать перегреву строительной отрасли. Учитывая стремительный рост числа жителей, проблема нехватки жилья обострится еще больше. Сейчас трудно оценить все долгосрочные экономические и политические последствия миграционного кризиса. Даже если удастся добиться резкого сокращения потока беженцев, то шведская модель будет подвержена серьезным вызовам. В повестке дня появятся чувствительные политические вопросы – вводить ли и какие вводить низко оплачиваемые работы, и как приспособить трудовое законодательство. Если Швеция не сможет добиться интеграции новоприбывших, государство рискует войти в нисходящую спираль, которая будет характеризоваться повышенной социальной сегрегацией, необходимостью более высоких налогов и ухудшением качества образования, что в долгосрочной перспективе уменьшит его международную конкурентоспособность. Способность Швеции разрешить этот экономический, финансовый и политический кризис уже ставится под сомнение со стороны международного финансового рынка, результатом чего стала большая разница между доходностью крупных облигаций в отношении к таким странам как Германия. В связи со стремительным ростом количества рабочих мест, а также наблюдающимся на рынке труда несоответствием навыков, ограничения ресурсов и слабые места экономики становятся все более заметными. Более слабые экономические показатели в регионе северных стран будут наблюдаться в Финляндии. Хотя некоторые показатели дают надежду: безработица уменьшится, а монетарные условия будут стимулирующими. Однако экономическую активность будут ограничивать структурные, секторальные проблемы, а также проблемы экономики России. ВВП Финляндии в следующем году вырастет на 0,7% и в 2017-м - на 1,3%.

В этом контексте перспективы Латвии не выглядят плохо. В этом году рост Латвии продолжает позитивно выделяться, особенно на фоне обеих соседних стран. В основе результата третьего квартала (а также девяти месяцев этого года) - успешное развитие обрабатывающей промышленности (+3,7%), а также благоприятные условия для роста торговли (+5,8%). Также во втором и третьем квартале года наблюдалось увеличение активности в сфере недвижимости, соответственно, на 2,9% и 3%. В последующие кварталы активность на рынке недвижимости соразмерно увеличится, тем более этому способствует как кредитование, так и то, что жители становятся активнее. После пережитого в двух кварталах спада в строительную сферу вернулся рост (+4,9%). Главной движущей силой этой отрасли по-прежнему будут фонды ЕС. Благоприятные условия для роста сохраняются в сфере услуг размещения и питания, а также услуг по организации отдыха и развлечений. Это обеспечивает как рост числа туристов, так и покупательской способности местных жителей. В третьем квартале активным был как рост частного потребления (+5,2%), так и государственных трат (+4%). Больше всего радует активизация инвестиций (+6%). Это хороший знак, при условии, что он будет устойчивым. Ситуация в экспорте останется сложной, нарастить объемы будет непросто, к тому же, большое значение для колебаний объемов будут иметь изменения в реэкспорте. Самые большие надежды связаны с ситуацией в еврозоне, в Великобритании и Северных странах.

В ближайшие два года рост продолжит основываться на потреблении, а самый существенный вопрос будет касаться доступности фондов ЕС. Нет сомнений в том, что увеличение активности потребления, особенно в последнем квартале года, продолжится. Успешное освоение фондов ЕС позволит улучшить инвестиционную активность, если же оно будет тормозиться, то в экономике может быть появиться большая брешь. Разнородный успех экспорта указывает на то, что усилия в его диверсификации, а также его развитие нужно будет продолжить. В этом вопросе существенной будет государственная поддержка.

Ожидается, что рост ВВП в этом году может добраться до отметки в 2,9%. Следующий год предоставляет возможности для более стремительного роста. Однако решающими будут внешние факторы и способность скоординировать освоение фондов ЕС. Пока прогноз роста следующего года сохраняется в размере 2,7%, так как уровень риска высокий и значительно влияние неопределенности. По мере уменьшения геополитического напряжения рост в 2017 году ускорится до 3,5%. Однако следует добавить, что упомянутые факторы полностью не исчезнут и в более длительном периоде сохранятся.

Схожие тенденции наблюдаются также в значимых для Латвии странах сотрудничества в сфере торговли - в Литве и Эстонии. В трех кварталах этого года экономика Литвы выросла на 1,5%. В последнем квартале года экономическая активность ожидается около 2,2-2,5%, что в годовом разрезе выровняет рост до 1,7-1,8%. В следующем году рост ускорится до 2,8%, через год - до 3,2%. Ожидается, что активно продолжит расти потребление. Учитывая низкий уровень накоплений, предпринимателям придется активнее инвестировать. Активнее станет экспорт, чему будут способствовать мероприятия по восстановлению еврозоны и диверсификации экспорта. Данные третьего квартала Эстонии ввели в замешательство. Хотя прибыль нефинансовых предприятий в течение третьего квартала увеличилась на 5%, национальные счета показали падение экономической активности. Это было объяснено тем, что предприниматели сокращают, распродают запасы, но воздерживаются от производства новой продукции. Однако как показывает статистика, ВВП в третьем квартале в течение года вырос на 0,7%, что главным образом произошло благодаря росту налоговых поступлений. Несмотря на слабый успех, предприниматели активно принимают на работу новых сотрудников, но осторожны в инвестициях. В этом году экономический рост будет примерно в размере 1%, а в следующем и через год ожидается более стремительный рост, соответственно, 2,7% и 3,4%. Экономическую активность продолжит создавать частное потребление, но больший вклад ожидается от экспорта и инвестиций.

Любуйтесь латвийской природой и следите за культурными событиями в нашем Instagram YouTube !