Foto: Publicitātes foto

В экономике год начался с рывка после пандемийного спада. Согласно данным Центрального статистического управления (ЦСУ) внутренний валовой продукт (ВВП) Латвии в сравнимых ценах в первом квартале этого года был на 3.6% выше, исключая сезонные и календарные эффекты, чем в конце прошлого года, и на 6.7% сильнее, чем годом ранее, считает и.о. главного экономиста Swedbank в Латвии Агнесе Буцениеце.

Ниже приводим ее мнение целиком:

Этот результат даже лучше, чем показала быстрая оценка ВВП месяц назад. Уменьшение вирусных рисков и соответственно менее строгие пандемийные ограничения по сравнению и с первым, и с последним кварталом прошлого года позволили оттолкнуться экономической активности.

Росту экономики в первом квартале существеннее всего способствовало потребление домохозяйств, которое в течение года увеличилось на 15.1%. К тому же этот показатель дается в сравнимых ценах, а значит, исключает прямое влияние инфляции. Жители намного активнее тратили средства на услуги расселения и общепита, а также на мероприятия культуры и отдыха, что, разумеется, способствовало росту этих отраслей. Связанные с туризмом отрасли, в том числе воздушные пассажироперевозки, год также начали на позитивной ноте. Рост в сфере туризма, транспорта и других услуг помог поднять экспорт услуг. Квартал был удачным и для экспортеров и производителей товаров. Общие объемы экспорта за исключением ценового эффекта увеличились на 8.6%. С возрастанием трат домохозяйств вырос и объем импорта (+15.6%).

В свою очередь, активность инвестиций пребывает в спячке, тут рост составляет лишь 1.9%. Это связано со спадом в строительной отрасли, которую тормозили и неблагоприятные погодные условия, и повышенные строительные расходы, и нехватка различных материалов. На два из трех факторов повлияли последствия вторжения России в Украину и примененные к России и Беларуси санкции. Хорошая новость в том, что не связанные со строительством инвестиции в начале года увеличились. Еще медленнее инвестиций росли траты правительства, которые, по сути, остались на уровне предыдущего года (+0.3%). С хотя бы временным уменьшением пандемийных рисков соответствующие позиции расходов без дополнительных бюджетных ресурсов можно перенаправить на поддержку менее защищенных групп населения для преодоления чрезвычайно стремительного повышения цен.

Наибольшие вызовы для латвийской экономики сейчас – растущие цены и большая неопределенность, в том числе в отношении доступности импорта энергоресурсов. Конечно, времени и денег потребуют и переориентирование цепочек поставок, и вхождение на новые экспортные рынки, чтобы заместить деловых партнеров из России и Беларуси. Данные за последние месяцы показывают, что активность экономики еще продолжает держаться довольно хорошо. Помогает и развитое во время пандемии умение приспосабливаться. Улучшения в весенние месяцы наблюдаются и на рынке труда – безработица сокращается, занятость растет, а количество вакансий велико. Данные по банковским картам показывают, что, несмотря на инфляцию, домохозяйства продолжают активно тратить – все больше за счет своих накоплений.

Очень вероятно, что летние месяцы для экономики еще будут благоприятными. Мы ожидаем, что возобновит рост строительная отрасль, которую будут поддерживать софинансируемые Европейским союзом проекты. Наибольшие опасения вызывает как раз осень, когда мы можем начать ощущать побочные эффекты санкций в отношении России. Кроме того, осень – это время, когда резко растут связанные с жильем расходы. Поведение Covid-19 осенью – еще один потенциальный риск для роста экономики. Неясность и негативные риски высоки, поэтому вероятны очень разные сценарии экономического развития.

Мнение редакции может не совпадать с мнением автора.

Seko "Delfi" arī Instagram vai YouTube profilā – pievienojies, lai uzzinātu svarīgāko un interesantāko pirmais!