Foto: DELFI

Уехавших из Латвии людей можно мотивировать вернуться только при достаточном росте продуктивности всей экономики в целом, заявил в интервью бизнес-порталу "Nozare.lv" старший экономист банка Nordea Андрис Страздс.

По его мнению, иногда проблема эмиграции в Латвии преувеличивается, так как это проблема всей беднейшей части Европы - Румынии, Болгарии, Польши, Литвы, в меньшей мере Эстонии, где продуктивность и зарплаты выше. "Более-менее цивилизованные" условия жизни в развитой Европе обходятся дороже, чем в Латвии, отметил экономист.

По его словам, до сих пор бытует мнение, что эмиграция из Латвии - следствие некой особо ошибочной экономической политики, однако это не так - люди эмигрируют и из Польши, где кризис ощущался меньше.

Большинство людей уехало из Латвии еще в докризисные годы, а в кризис число эмигрантов увеличилось. Люди уезжали, когда теряли работу.

Вторая причина - уровень зарплат, который в развитых странах в четыре раза выше даже за малоквалифицированный труд. По словам Страздса, дело не в том, что работник кафе в Англии работает в четыре раза продуктивнее, чем такой же работник в Латвии, а в том, что в развитых странах продуктивная часть экономики делится расходами с непродуктивной.

Экономисты называют это эффектом Балассы-Самуэльсона (http://en.wikipedia.org/wiki/Balassa%E2%80%93Samuelson_effect - справка из Wikipedia, англ.яз) , и малоквалифицированные работники едут за границу, чтобы воспользоваться этой разницей, отметил Страздс.

Seko "Delfi" arī Instagram vai YouTube profilā – pievienojies, lai uzzinātu svarīgāko un interesantāko pirmais!