Фото: Publicitātes foto

Эпидемиологическая ситуация в первые три месяца этого года была намного серьезнее, а ограничения строже, чем в начале пандемии. Однако похоже на то, что влияние на рынок труда, если брать за основу безработицу, было меньшим. В этом уверена старший экономист Swedbank Агнесе Буцениеце.

Часть причин объективна – заметно вырос охват и объем мероприятий государственной поддержки, кроме того, общество сумело успешно приспособиться, говорит она.

Данные ЦСУ показывают: фактический уровень безработицы в первом квартале этого года составил 8.1%. Он на 0.5 процентных пункта превышает уровень прошлого года. Но вопреки опасениям этот уровень был ниже пика пандемийного кризиса – пережитых в июле прошлого года 8.7%. Если сравнивать с концом года, число безработных в начале нынешнего даже немного сократилось. Во время вирусного кризиса количество длительных безработных существенно не выросло.

Однако безработица не дает полной картины. Влияние пандемии на экономику и рынок труда можно наблюдать в других аспектах. Количество работающих в сравнении с началом прошлого года уменьшилось на 5.4%, или неполные 50 тысяч. Эти люди не входят в число безработных, но они пополнили круг неактивных жителей. Неактивными считаются такие жители трудоспособного возраста, которые не работают и не находятся в активных поисках работы. Количество неактивных жителей в течение года выросло на 9.5%, или примерно 40 тысяч. Положительно стоит оценить, что среди неактивных жителей во время пандемии стало меньше таких, кто потерял надежду найти работу. Одна из причин ухода с рынка труда – простой. Однако существенную часть составляют и те, кто берет на себя домашние заботы. Нельзя исключить, что прирост числа домохозяек и домохозяев напрямую связан с необходимостью присматривать за детьми и помогать школьникам справляться с учебой в рамках затянувшегося процесса дистанционного обучения, поясняет Агнесе Буцениеце.

"Если из-за ограничений, вакцинации и благоприятных погодных условий пандемия продолжит отступать и мы все больше сможем открывать экономику, Covid-19, скорее всего, не оставит выраженных шрамов на рынке труда. Если допустить, что новый учебный год мы начнем с открытыми школами, часть домохозяев, скорее всего, вернется на работу. Большинство находящихся в простое также непременно вернутся, а часть уже вернулась к своей работе. Среди находящихся в простое, правда, будут и такие, кто с истощением государственной поддержки может стать безработным", - рассуждает Буцениеце.

Есть предприятия, которые были вынуждены прекратить или сузить свою деятельность. Однако с восстановлением экономической активности возможности найти новую работу вновь существенно вырастут. Не будем забывать, что не так давно нехватка рабочей силы была вызовом для большой части предприятий. Уже в апреле опросы показали, что планы и производственных предприятий, и поставщиков услуг по увеличению количества работников вернулись на докризисный уровень. В последующие месяцы они, скорее всего, только будут расти и постепенно вернется нехватка рабочей силы. Понемногу растет и число зарегистрированных в Государственном агентстве занятости (NVA) актуальных вакансий, добавляет эксперт.

Она уверена: взгляд на рынок труда сейчас кажется оптимистичнее, чем пару месяцев назад. Данные NVA по зарегистрированной безработице указывают на уменьшение уровня безработицы и в апреле, и в мае, а с помощью сезонных факторов безработица летом должна еще больше сокращаться. Ожидается, что уровень безработицы в этом году будет ниже 8%.

Любуйтесь латвийской природой и следите за культурными событиями в нашем Instagram YouTube !