Foto: LETA
Граждане других стран, приобретая недвижимость в Латвии и таким образом получая вид на жительство, положительно влияют на общую ситуацию в стране: создают новые рабочие места, рассчитываются за товары и услуги с торговцами, поддерживая местных предпринимателей, платят налоги, укрепляя экономику Латвии, а также приводят в порядок окружающую среду. Такое мнение высказывает председатель правления Аrco Real Estate Айгарс Шмитс.

Ему кажется нелогичной ситуация, что о потере идентичности некоторые политические силы начали говорить только теперь, когда Латвия стала страной-участницей Европейского Союза, и когда принято решение о переходе с латвийской национальной валюты лата на евро. Данные Управления по делам гражданства и миграции свидетельствуют о том, что активная выдача видов на жительство началась еще в докризисный период. В то время никого не волновал вопрос о том, что утрачивается национальная идентичность, и латвийская недвижимость переходит в распоряжение иностранцев, признает Шмитс.

"Почему же никто не волнуется по поводу предприятий латвийских брендов, которые больше не принадлежат латвийцам?", – задает риторический вопрос представитель Аrco Real Estate.

Как свидетельствует обобщенная статистика УДГМ, на 1 января 2010 года в Латвии с действующими видами на жительство находились 50 034 иностранца, на 1 января 2011 года – 55 611, а на 1 января 2012 года их число выросло до 60 285 человек. Однако такая растущая динамика наблюдалась еще в 2006 году, когда УДГМ выдало 6166 первичных видов на жительство, а в 2007 году – 7315. Такая статистика говорит о том, что изменения в Иммиграционном законе не оказали существенного влияния на спрос на виды на жительство, а лишь сохранилась докризисная динамика.

Эксперт отрасли указывает, что инвестиции нерезидентов Латвии необходимы. Хотя право собственности переходит к иностранцам, наблюдаются лишь положительные импульсы, к тому же Латвия больше не нуждается в средствах для привлечения туристов, поскольку название страны звучит далеко за ее пределами. "Если мы не дадим инвестировать в Латвии, это будут делать в других местах. Неважно, кому принадлежит недвижимость, ведь ее никто отсюда не увезет", – утверждает Шмитс.

Бытует мнение, что компании недвижимости являются единственными, кто остается в выигрыше и получает прибыль от привлечения нерезидентов и посредничества при сделках.

Подобное мнение высказывалось о банковском секторе, который продает отчужденное имущество по завышенным ценам, однако это мнение неверно. Во-первых, статистика сделок, обслуженных Аrco Real Estate, свидетельствует о совершенно противоположной картине, а именно, доля резидентов по сравнению с теми гражданами третьих стран, которые приобретают в Латвии недвижимость с целью получения вида на жительство, больше.

Оглядываясь на сделки, совершенные в 2013 году в период с 1 января по 1 сентября, следует отметить, что активность местных покупателей была выше – 85% от всех зарегистрированных Аrco Real Estate покупок недвижимости, в то время как сделки с нерезидентами достигли лишь отметки в 15%. Во-вторых, невелико число тех объектов, которые нерезиденты приобретают у банков, поскольку покупная сумма такой недвижимости зачастую не достигает необходимого уровня для соответствия условиям получения вида на жительство.

Наблюдая тенденции на рынке недвижимости, особенно в местах, наиболее популярных среди нерезидентов, например, в Юрмале, можно сделать благоприятные выводы: вопреки бытующему мнению, что нерезиденты покупают только уже построенные и готовые к проживанию апартаменты, на самом деле иностранцы нередко приобретают землю, которая после тщательного приведения в порядок и создания инфраструктуры застраивается. Такие действия нерезидентов не только положительно влияют на экономическое положение конкретного места, поскольку платятся все налоги, связанные с предпринимательской деятельностью, строительством и содержанием недвижимости, но и создают новые рабочие места для местных строителей.

Председатель правления Аrco Real Estate подчеркивает: "Не секрет, что строителей уже нельзя считать дешевой рабочей силой, уровень их зарплат на объектах, возводимых нерезидентами, вырос. Важнее всего то, что заработанные ими деньги возвращаются в оборот в магазинах и кафе, что, в свою очередь, стимулирует местную предпринимательскую деятельность".

Иммиграционный закон устанавливает, что для получения нерезидентом права обратиться за видом на жительство нерезидент должен инвестировать в приобретение недвижимости 50 000 латов (в латвийских регионах) или 100 000 латов (в Риге или в крупнейших городах Латвии).

На вопрос, не является ли определенная сумма инвестиций слишком низкой, Шмитс дает объяснение: "Наш опыт говорит о том, что в основе выбора нерезидента лежит не денежная сумма, которую необходимо вложить в приобретение недвижимости. Граждане третьих стран выбирают удобства и качество, поэтому суммы сделок зачастую в несколько раз превышают установленные законом суммы".
Говоря о растущем интересе китайцев, представитель китайской инвестиционной компании LU JIE BEIJING INVESTMENT CO LTD Джей Ю указывает, что "китайцы рассматривают Латвию как легальную возможность получить вид на жительство в Европейском Союзе". Латвия – своего рода дверь в остальную Европу, где можно инвестировать деньги, подчеркивает Джей Ю.

"Тем скептикам, которые подчеркивают, что латвийцам не дают возможности приобретать недвижимость, поскольку ее по завышенным ценам перекупают нерезиденты, рекомендую начать анализировать ситуацию – у всех одинаковые условия игры. Почему латвийцы не покупали недвижимость за сумму, превышающую 100 000 латов, до изменений в Иммиграционном законе?", – иронично спрашивает Шмитс.

Seko "Delfi" arī Instagram vai YouTube profilā – pievienojies, lai uzzinātu svarīgāko un interesantāko pirmais!