Foto: Pubicitātes attēls

Для мировой экономики осень началась с некоего чувства обреченности. Причины для пессимизма долго искать не приходится – всеобъемлющий рост цен заставляет западного потребителя быть более избирательным в своих тратах, настроение предпринимателей во всем мире продолжает ухудшаться, а пока Европа готовится к "суровой" зиме, центробанки используют любую возможность, чтобы подчеркнуть свою непоколебимость в вопросах борьбы с инфляцией, даже если за это придется заплатить замедлением темпов роста и рецессией, считает Симона Стрижевска, экономист дочернего предприятия банка Citadele - CBL Asset Management. Ниже приводим ее полное мнение:

Различные черты глобального экономического спада

Несмотря на то, что нынешнее ослабление экономики выглядит синхронизированным, глобальный спад имеет множество разных черт. Опасения касательно США главным образом связаны с одним из самых стремительных в истории Федеральной резервной системы (ФРС) циклов повышения процентных ставок с целью охладить перегретую "пандемийными" стимулами экономику. В Китае реализуемая правительством политика нулевой терпимости к COVID-19 продолжает мешать экономическим процессам в стране, где ситуацию усугубляет также структурный спад в секторе недвижимости. В отличие от США и Китая, в Европе ослабление в большей степени вызвано внешними факторами, повлиять на которые сложнее – на фоне шока цен на энергоресурсы сценарий рецессии в монетарном союзе и других странах Европы становится все более реальным.

Если в Европе об ослаблении экономики сигнализирует целый ряд индикаторов, то в США сигналы рецессии пока подает только сектор недвижимости. Растущие цены и высокие процентные ставки отталкивают американцев от покупки жилья, из-за чего активность и инвестиции в секторе снижаются. При этом здоровые показатели рынка труда пока не подтверждают опасения насчет того, что в экономике США назревает новая рецессия.

Мировое производство вот уже некоторое время уходит от дефицита товаров и перепотребления, а объемы новых заказов в глобальном масштабе сокращаются. Ситуация в производственном секторе Европы усложняется также кризисом энергоресурсов на фрагментированных рынках газа и электроэнергии. Некоторые энергоемкие промышленные предприятия в Европе, в том числе производители удобрений и металлов, уже объявили об ограничении или временной приостановке производства из-за роста цен на газ и электроэнергию. Неудивительно, что один из наиболее значительных ударов от этого шока ощутит экономика Германии. Исторически образовавшаяся зависимость от импорта российского газа и отсутствие других альтернатив делают Германию особенно уязвимой. Осенью негативное влияние роста цен на газ и электроэнергию все больше начнут ощущать и европейские потребители.

Неопределенность на рынке энергоресурсов заставит раскошелиться

Недавнее прекращение поставок российского газа в Европу по трубопроводу Nord Stream создает большие риски для инфляции и роста экономики еврозоны. В конце августа, на два месяца раньше намеченного срока, страны Европейского Союза объявили о заполнении своих газовых хранилищ на 80 %. Это частично поможет странам Европы перезимовать, но конкуренция за газовые поставки, в том числе со странами Азии, будут продолжать толкать вверх цены на газ и подогревать неопределенность на рынке, особенно если российский газ полностью исчезнет из Европы.

По прогнозам Международного валютного фонда, в случае полного прекращения поставок газа из России экономика Европейского Союза и Германии может потерять от 0,4 %, если российский газ удастся заменить импортом сжиженного газа, до неполных 3 %, если поставки газа предприятиям будут ограничены в пользу домохозяйств.

Чтобы смягчить негативный эффект, правительства стран Европы сейчас активно работают над созданием новых программ поддержки для бизнеса и потребителей. Так, правительство Германии объявило о программе поддержке в размере неполных 2 % от внутреннего валового продукта, что почти вдвое больше объема мер, действующих с сентября прошлого года. Другими странами Европы за последний год тоже были введены программы поддержки в размере от 1 % до 3% от ВВП. Но в отличие от пандемийных стимулов за увеличение дефицита бюджета на этот раз придется заплатить дороже - по мере повышения центральными банками ключевых ставок растет и стоимость заимствования для правительств.

На чашах весов - борьба с инфляцией и замедление роста

Слишком много неизвестных пока не дают возможности спекулировать насчет того, насколько глубоким и долгим в реальности может оказаться спад экономики в Европе. Это будет зависеть не только от событий на рынке энергоресурсов, действий правительств и устойчивости глобального спроса, но и от того, какие погодные условия нас ожидают предстоящей зимой. Уже сейчас аналитики говорят о том, что рост экономики в США и еврозоне в следующем году не превысит 1 %, причем велика вероятность того, что в еврозоне эта цифра будет еще ниже или даже со знаком минус.

Ухудшение экономических показателей при высоком уровне инфляции усложнит жизнь и Европейскому центральному банку (ЕЦБ). В сентябре ЕЦБ ускорил темпы повышения ключевой ставки и поднял ставку рефинансирования до 1,25 % с 0,50 % в июле и круглого ноля в начале лета. Учитывая рекордно высокую инфляцию, ЕЦБ намерен продолжать повышать ставки и на следующих заседаниях. В то же время, фактически оказавшись на распутье между высокой инфляцией и замедлением экономического роста, ЕЦБ, возможно, придется сделать паузу в процессе повышения ставок.

Мнение автора может не совпадать с мнением редакции.

Seko "Delfi" arī Instagram vai YouTube profilā – pievienojies, lai uzzinātu svarīgāko un interesantāko pirmais!