Foto: DELFI
Итак, я живу в Эстонии уже больше десяти лет и могу сделать некоторые выводы о жизни здесь.

Об этом пишет в своем блоге (запись в блоге Михаила Бешкина - по ссылке) ИТ-специалист Михаил Бешкин, родившийся и выросший в Даугавпилсе, но перебравшийся жить в Эстонию. Портал DELFI приводит адаптированную версию текста М.Бешкина.

Иногда меня спрашивают, почему все-таки я перебрался в Эстонию, а не в какую-то другую страну. Я всегда говорю, что переехал потому, что тут у моей жены была квартира, а невеста с квартирой в столице – это уже не мало. В какой-то момент мы вдруг решили уехать из Эстонии и не уехали. А вот почему не уехали, я и расскажу.

Сразу скажу, что Эстония – это не самая захолустная страна мира, но очень близко к этому. Недавно я понял, что из Даугавпилса намного проще и дешевле путешествовать – город находится в 190 км от Вильнюса и 220 км от Риги, откуда летает куча дискаунтеров во все стороны. Таллинн в этом плане проигрывает довольно сильно. Но даже если не говорить про путешествия, то цены на все что только можно, поражают воображение жителей Западной Европы. Эстонское лето настолько эстонское, что купание в 15ти-градусной воде считается невероятной удачей и защитывается как состоявшееся лето.

А теперь я расскажу о тех положительных вещах, о которых мы особо не задумываемся, а они есть.

  • Повторюсь, Эстония – это почти самый захолустный уголок мира. И это неоспоримый бонус. Я это понял еще живя в Даугавпилсе. Как это не парадоксально, но в Европах и Америках очень любят поддерживать проекты из таких мест. Помню в бытность работы в общественных организациях мы практиковали подачу проектов именно от даугавпилсской организации, потому что это называлось поддержка проектов из unprivileged (англ., непривилегированных, - примечание DELFI) регионов и социальных слоев. Что касается общественных проектов – тут все понятно, а вот про бизнес все еще интереснее. Если вы участвуете в официальном тендере, то дальше субпобрядчика трудно пробиться, а вот если вас хотят наградить какой-нибудь весомой наградой за заслуги в сфере бизнеса на международном уровне, то шансы увеличиваются прямо пропорционально глубине захолустья, в котором вы живете. Награждающим организациям важно показать, какие они беспристрастные и оценивают не по размерам страны, а по профессиональным критериям. Так что если выбор будет между фирмами из Таллинна и Брюсселя, то у таллиннской больше шансов получить приз. Многие любят вспоминать, что в Америках при наборе на работу расовые, национальные и гендерные критерии играют большую роль. Ну так вот мы из Эстонии и есть та самая черная женщина, которую возьмут на работу предпочитая белому мужчине. По крайней мере мы можем вызвать интерес уже только тем, откуда мы приехали.
  • Мне искренне нравится электронность нашей жизни. Я начинаю злиться если мне на е-мэйл не ответили в течении 24 часов. Финны отвечают примерно через 2 недели после письма, москвичи и британцы могут отвечать до месяца. В Эстонии не любят звонить по телефону и выяснять, что и как – достаточно получить первичную информацию с официального сайта, а подробности - е-мэйлом. Если у ресторана нет своего сайта – это вызывает подозрение в неблагонадежности. Заказать мойку машины на сайте фирмы иногда сложнее, чем подать налоговую декларацию. Меня очень удивила реклама крупнейшего банка в Люксембурге, который заявлял, что они в этом году (это был 2013 год) первыми в стране ввели электронную систему управления своим счетом.
  • Я очень люблю эстонские фирмы. Эстонские не потому, что они работают в Эстонии, а потому что там работают в основном эстонцы. Со своим Саабом я езжу в одну фирму уже больше 8-ми лет. По-русски со мной говорят довольно-таки плохо, поэтому я подбираю весь свой эстонский запас и пальцы, чтобы объяснить, что у не работает. И больше всего мне нравится, что эстонский работник узнав, что у тебя что-то не работает просто идет и разбирается, что у тебя не работает. Потом он позвонит и расскажет, что надо поменять и сколько это стоит. У меня было несколько опытов общения с русскими мастерами. У них есть несколько качеств, которые я очень не люблю – они много "трындят" по делу и без, делают еще и то, без чего ты вполне мог бы прожить и никогда не позвонят не скажут, что и за сколько будут чинить. Допускаю, что это мне так "повезло", но было несколько случаев, после которых я зарекся ездить на "русские" сервисы.
  • В Эстонии спокойно и скучно. И это неоспоримый бонус, потому что в таком случае сам начинаешь придумывать себе проблемы и веселье. Поймите меня правильно, когда в стране одна из самых главных новостей "В ДТП пострадали два пьяных водителя мопеда", - это говорит о многом.
  • Эстонские бабушки. Это явление достойно отдельного пункта. Уверен, что многие молодые родители сталкивались в подобным явлением – плачет у тебя ребенок в коляске. Ты и сам знаешь, что ему надо поменять памперс/поесть/поспать/просто подействовать родителям на нервы/да мало ли чего еще годовалый ребенок себе решил. Ну так вот, ни одна эстонская бабушка никогда не вмешается и не будет тебя учить, как надо ухаживать за твоим ребенком. И практически ни одна русская бабушка не пройдет мимо – обязательно расскажет тебе, что ты неправильно все делаешь и как надо делать. И вот это мною глубоко ненавистное: "Перестань плакать, а то я тебя с собой заберу!!!"
  • Я родился и вырос в Даугавпилсе – городе двух тюрем и одной психушки. Мне периодически "прилетало" ногами в лицо. Неформалы рассказывали друг-другу легенды о том, насколько в Таллинне вольготнее живется "неформалам", и они иногда даже бьют гопников. Я вам со всей ответственностью заявляю – это истинная правда, и это несомненный бонус жизни в Эстонии. Когда я приехал в Таллинн в первый раз (это было лет 18 назад), то первое чему я был несказанно удивлен – обилию неформальной молодежи на улицах. Какой-то особый дух свободы и "безбашенности" проявляется во всем, где нужно применить изобретательности и художественность. И вот тут уж нет никакой разницы в том, на каком языке говорят люди. Может быть, дело в том, что это все молодые и дерзкие, но факт остается фактом: такого количества талантливых и способных людей я не видел в Латвии.
  • Я работал в двух местах в Эстонии и обе фирмы были русскоязычные. В Эстонии есть такая специфическая тема – эстонские ИТ-фирмы работают в основном на местный рынок, а русскоязычные на весь мир. Не могу сказать, хорошо это или нет, но мне нравится.

Я могу еще долго перечислять бонусы, также как и минусы. Не претендую даже на долю объективности и непредвзятости. Этот список даже не для меня, мне просто захотелось собрать воедино все разговоры на эту тему со знакомыми. Я все так же буду брюзжать на эстонскую погоду и дороговизну жизни. Будущее своих детей я не связываю целиком с Эстонией – для них открыт весь мир. Может быть когда-то опять случится так, что бонусы не смогут больше перевешивать минусы и придется искать какое-то другое место.

А пока что хочется процитировать классика
Seko "Delfi" arī Instagram vai YouTube profilā – pievienojies, lai uzzinātu svarīgāko un interesantāko pirmais!