Foto: Publicitātes foto
Когда речь заходит о ценности инвестиций, первая ассоциация, которая чаще всего возникает — это заработанные деньги, а именно доходность пенсионных планов, инвестиционных фондов и других финансовых инструментов. Однако в последнее время все чаще говорят о "цене" заработанных денег, то есть о влиянии, которое оказывает управляющий, осуществляя инвестиции.

Сейчас мы можем с уверенностью сказать, что одинаковы важны как цены, так и ценность инвестиций — совокупность тех позитивных изменений, которые мы можем поддержать нашими инвестициями, включая пенсионные накопления. Однако каково общее понимание общества и инвесторов? По-прежнему ли каждый подразумевает под устойчивыми инвестициями что-то свое?

Переходный период

Сегодня популярные буквы ESG (англ. Environmental, Social, and Corporate Governance — экологическое, социальное и корпоративное управление), обозначающие устойчивый подход к инвестициям, не являются чем-то новым для финансовых рынков: первый индекс фондового рынка MSCI, ориентированный на устойчивое развитие, был создан в 1990 году. Однако стремление учитывать при принятии решений экологические и социальные факторы, а также факторы надлежащего управления возникло еще раньше. Например, The Journal of Impact and ESG Investing отмечает, что ESG-мышление появилось уже в 1960-х и 70-х годах, в процессе развития движений за права человека, защиту окружающей среды, антивоенных и религиозных движений.

SEB четко сформулировал свою позицию: ESG — это направление, в котором мы активно движемся. Мы видим эту тенденцию не только в решениях стран и международных организаций, но и на финансовых рынках. Но изменения происходят постепенно, и не все люди, услышав словосочетание "устойчивые инвестиции", всегда понимают под этим одно и то же. Есть еще много вопросов, находящихся в стадии обсуждения, на которые мы только постепенно получаем ответы. Некоторых вопросов я коснусь в этой статье.

Есть ли из чего выбирать управляющему, который хочет осуществлять устойчивые инвестиции?

Хотя устойчивых финансовых инструментов сейчас больше, чем несколько лет назад, их спектр все еще ограничен. По данным MSCI, для того, чтобы инвестиционный портфель достиг нулевых выбросов CO2 к 2050 году, что соответствует цели ограничения роста средней глобальной температуры 1,5°C, управляющему, вероятно, придется продать до 90% существующих инвестиций. Конечно, самый простой способ перебалансировки — использовать так называемое "исключение" и просто не вкладывать в финансовые инструменты, не отвечающие принципам ESG. Однако в долгосрочной перспективе этого будет недостаточно. Другие принципы ESG — инклюзивность, активное участие в капитале и целевые инвестиции — также будут приобретать все большее значение.

Процесс уже пошел. Исследование, проведенное Morgan Stanley в конце 2019 года, показало, что 80% из 110 опрошенных инвесторов из США, Европы и Азии активно интегрируют принципы устойчивого развития в свои портфели.

Устойчивые инвестиции по-прежнему всего лишь ниша?

О том, что это не так, что устойчивые инвестиции уже не ниша, пишет не только The Economist, но и другие финансовые СМИ. CNBC отмечает, что в США около трети активов в управлении в настоящее время инвестируется исходя из принципов устойчивости. В свою очередь Bloomberg прогнозирует, что в 2025 году в соответствии с принципами устойчивости будет инвестироваться уже треть мировых активов в управлении.

Стоит упомянуть, что тон задает именно Европа: по данным Bloomberg, Европа осуществляет половину глобальных устойчивых инвестиций, при этом Соединенные Штаты ее догоняют. Следующая волна устойчивых инвестиций ожидается со стороны Азии, где особенно объемный прирост наблюдался именно в течение последнего года.

Как реально оценить влияние устойчивости и как классифицировать инвестиции?

В этом вопросе стало намного больше ясности в марте этого года, с введением в Евросоюзе нового Регламента по раскрытию информации об устойчивом финансировании (Sustainable Finance Disclosure Regulation, SFDR), который, среди прочего, предусматривает и более единообразную классификацию устойчивых инвестиций.

Впредь как управляющим пенсионными накоплениями, так и клиентам будет намного проще ориентироваться в предложениях, поскольку они "маркированы" цифрами "6" (риски устойчивости не учитываются в инвестиционных решениях), "8" (устойчивые инвестиции — не единственная цель) и "9" (устойчивые инвестиции — единственная цель). Это можно сравнить с цифровыми обозначениями в популярном экодвижении плоггинге, при котором бег трусцой сочетается со сбором мусора: "6" (бежать просто ради бега), "8" (бежать и попутно собирать мусор), "9" (бежать, чтобы собрать мусор).

На сладкое: устойчивые инвестиции менее доходны, не так ли?

Следует признать, что дать корректный ответ для всего мира сейчас невозможно из-за недостатка исследований. Однако мы можем все больше читать о том, что устойчивость не влияет на доходность. Например, Институт устойчивого инвестирования Morgan Stanley с 2004 по 2018 год изучил результаты 11 000 инвестиционных фондов и пришел к выводу, что существенной разницы между более и менее устойчивыми фондами нет.

Тем временем The Economist сообщает, что в течение последних лет ESG-индексы могли показать даже лучшие результаты, чем традиционный индекс S&P500. В ближайшие годы различия результатов инвестиционных фондов, ориентированных на устойчивое развитие, и традиционных инвестиционных фондов, вероятно, будут объясняться повышенным спросом на них.

Что дальше?

Сегодня наблюдается большое международное единство и взаимопонимание между политиками и управляющими активами: ООН, Европейский Союз, США, Китай и другие государства назвали сроки, в которые они планируют добиться климатической нейтральности. Для достижения цели требуется и политическая воля, и инфраструктура, и спрос, и предложение.

Политическая воля есть, инфраструктура совершенствуется, предложение расширяется. Клиентам тоже нужно считаться с тем, что в будущем при принятии решений необходимо будет учитывать и факторы устойчивости предлагаемых финансовых инструментов — смотреть документацию и выбирать между "6", "8" и "9". Чем раньше мы этому научимся, тем проще нам будет отличить истинную устойчивость от так называемого "эковтирательства" или "зеленого пиара" ("greenwashing").

Текущие и следующие шаги

Эта статья написана в тот момент, когда вместе с нашим глобальным партнером SEB Investment Managament AB мы четко обозначили нашу позицию — до 2040 года достичь углеродно-нейтрального инвестиционного портфеля. Во имя устойчивости были приняты решения как об объединении фондов, так и об изменении названий фондов.

Мы в Латвии тоже идем в ногу с мировыми тенденциями: сейчас объем устойчивых инвестиций пенсионных планов 2-го и 3-го уровней у SEB превышает 470 миллионов евро. Хотя для пенсионных планов в Латвии еще нет таких строгих требований к классификации устойчивости, как для инвестиционных фондов, очевидно, что эти требования будут только повышаться. Мы будем готовы.

Seko "Delfi" arī Instagram vai YouTube profilā – pievienojies, lai uzzinātu svarīgāko un interesantāko pirmais!