Foto: Publicitātes foto
Латвия к настоящему моменту подошла к "точке перелома", где ей предстоит сделать выбор из двух альтернатив: либо превратиться в экономического "балтийского тигра", либо окончательно признать себя депрессивной периферией ЕС.

Ярослав Замулло, руководитель Юридического управления банка Rietumu.

Будущее страны зависит от сегодняшних решений, и последующие несколько лет покажут, удалось ли воспользоваться существующими возможностями.

Как бы ни казалось парадоксальным, основным преимуществом Латвии сегодня являются ее небольшие размеры и население. С одной стороны, малые страны по сравнению со своими масштабными соседями, безусловно, более зависимы от международных рынков и могут быть легче подвержены серьезным кризисам, в чем мы уже убедились на собственном опыте.

Однако, с другой – маленькие государства могут более гибко и оперативно управляться, что является их огромным преимуществом, которое особенно заметно в периоды нестабильности. Поэтому осознание своих плюсов и верно выбранная стратегия дают им возможность обеспечить своему населению безбедную жизнь, причем в достаточно короткие сроки.

Примеров в мире немало – Монако, Швейцария, Люксембург, Лихтенштейн, Сан-Марино Мальта; до недавнего времени к их числу относился и набивший оскомину Кипр… И то, что в этом ряду пока нет Латвии, свидетельствует отнюдь не о ее органических недостатках, а о том, что в стране до сих целенаправленно не реализовалась стратегия, призванная повысить конкурентоспособность государства на международном уровне и как следствие благополучие общества.

Как показывает мировая практика, найти нишу в мировой экономике, которая обеспечит нормальную жизнь двум миллионам человек, вполне возможно. Тем более, когда страна имеет такие преимущества как Латвия: географическое положение, позволяющее быть "мостом" между ЕС и СНГ, отличная транспортная и транзитная инфраструктура, развитый финансовый сектор и образованное население, владеющее несколькими языками.

Другое дело, что для успехов в глобальной конкуренции бессмысленно ориентироваться на выращивание картофеля и рапса, при этом без конца возвращаясь к национальным и историческим вопросам, споря об этом как между собой, так и со своими соседями – в то время, как поезд в будущее уже готов тронуться с перрона. Причем это не допотопный "трамвай желаний", а современный скоростной экспресс, догнать который потом будет невозможно.

Латвия – часть современного глобального мира и должна либо принять общие условия игры и выигрывать, либо занять место на скамейке запасных или даже признать поражение.

В последнее время очевидно, что правительство осознает стоящий перед страной выбор и делает шаги в верном направлении. Один из примеров – программа "вид на жительство для инвесторов", благодаря которой в течение двух лет Латвии удалось привлечь инвестиции почти на 250 млн. евро. И это не только единовременные вложения. Состоятельные "новые латвийцы" способствуют оживлению экономики во многих ее секторах: от финансов и строительства до сферы отдыха, ресторанного бизнеса, торговли, услуг и пр. Совершенно очевидно, что все это стимулирует создание новых рабочих мест и как нельзя лучше влияет как на государственные финансы, так и на жизнь простых людей.

Трудно оценить сейчас в деньгах и такую вещь как создание позитивного образа Латвии при непосредственном участии людей, получивших у нас вид на жительство. Я, например, не знаком ни с одним иностранным покупателем недвижимости, который отзывался бы о нашей стране плохо.

Практически бесценны также новые деловые связи и контакты, возможность делового сотрудничества местных бизнесменов и иностранных, получивших здесь вид на жительство. Ведь иногда просто для того, чтобы пообщаться с некоторыми представителями бизнеса или политического истеблишмента, люди месяцами ждут приема или отправляются в дорогостоящие поездки на различные форумы.

На этом фоне как минимум странно выглядят инициативы о повышении порога вложений на недвижимость для инвесторов. Чтобы выдвигать такие требования для приезжих как Германия или Швейцария, хорошо было бы сначала догнать эти страны по всем остальным показателям, в том числе по уровню доходов населения. Пока же критики и противники "программы ВНЖ" занимаются тем, что пилят сук, на котором сидят, впрочем, не они, а большинство латвийцев, многие из которых пакуют сейчас вещи, чтобы отправиться в Англию или Норвегию. При благоприятном сценарии те же люди могли бы не только остаться дома, но и иметь тут достойную работу, стать "белыми или синими воротничками", быть занятыми в сфере финансовых, консалтинговых и прочих услуг по сопровождению иностранного бизнеса, как делают те же швейцарцы и киприоты.

Другой обнадеживающий момент – это изменения в законодательстве, которые уже с будущего года позволят создать в Латвии благоприятный налоговый режим для регистрации международных холдингов. Таким образом наша страна может стать реальным конкурентом достойных европейских налоговых юрисдикций, в том числе таких как Кипр и Мальта.

У нас налицо такие преимущества как развитая банковская и юридическая сфера, относительная стабильность, которой сейчас и не пахнет на том же Кипре, и, наконец, географическая, языковая, ментальная и историческая близость к основным клиентам кипрских финансовых структур – россиянам, казахам, украинцам. Реализация только этой программы даст работу широкому кругу людей – юристам, бухгалтерам, консультантам, секретарям, позволит получить финансовым учреждениям дополнительные денежные средства для развития, а это новые рабочие места и налоги.

Но, несмотря на очевидные позитивные перемены в законодательстве, мы совершенно не застрахованы от неудач и уж тем более рано почивать на лаврах. Конкуренция между странами сильна не только в мировом, но и даже в региональном балтийском масштабе. В который раз хочется напомнить следующую мысль из сказки Льюиса Кэролла "Алиса в Стране чудес": чтобы оставаться на своем месте, надо бежать со всех ног.

Одного принятия даже правильных законов недостаточно, важна их реализация и доброжелательный климат, практическая поддержка этих перемен со стороны государства, понимание и принятие их обществом. Если, скажем, властям Испании не зазорно рекламировать недвижимость через посольства и дипломатов, успешно привлекая таким образом в свою страну зарубежный капитал, то стоит ли Латвии отстаивать тот самый "особый путь", который еще недавно вел нас в тупик?

Успех проекта "процветающая Латвия будущего" зависит от того, сможем ли мы и далее четко видеть и верно выбрать текущие цели и приоритеты, отбросив предрассудки и стереотипы. Сможем ли мы продолжать движение в перспективном направлении?

Seko "Delfi" arī Instagram vai YouTube profilā – pievienojies, lai uzzinātu svarīgāko un interesantāko pirmais!