Foto: LETA

Опубликованные сегодня данные о валовом внутреннем продукте (ВВП) Латвии свидетельствуют, что вторая волна в конце 2020 года не принесла прогнозируемого спада в экономическую активность, отмечает главный экономист Swedbank в Латвии Лива Зоргенфрейя. Приводим комментарий экономиста.

То, что экономическая активность будет существенно лучше, чем в первую волну, можно было предсказать, однако роста объемов произведенных в народном хозяйстве продуктов и услуг в четвертом квартале по отношению к предыдущему кварталу мы точно не ожидали. Вторая волна влияет меньше потому, что участники экономики сумели приспособиться к жизни в новых обстоятельствах и осмотрительность уменьшилась. К тому же структура нашей экономики для подобного кризиса довольно выгодная. Это в комплекте с хорошим урожаем и вызванным приближающимся Brexit спросом на продукцию деревообработки в последние месяцы отобразилось в сильном товарном экспорте и тем самым – в более высокой устойчивости экономики.

В последнем квартале 2020 года ВВП вырос на 1,1% по отношению к третьему кварталу 2020 года (сезонно и календарно выровненные данные). Правда, экономический пирог по-прежнему на 1,4% меньше, чем в последнем квартале 2019 года, – значит, от докризисного уровня мы отстаем, но ненамного. Экономика в целом в 2020 году вирус перенесла достойно, показав спад на 3,5%, что намного лучше, чем мы ожидали.

В остальной Европе история четвертого квартала очень похожая – показатели ВВП в конце года позитивно удивили как в Испании, Франции и Германии, так и в Литве. В целом ВВП Германии в вирусный год сократился на 5%, Франции на 8,2%, а Испании на 11% – на этом фоне латвийский результат выглядит очень хорошо. В свою очередь, Литве удалось выйти из прошлого года с ничтожным спадом в 0,9% по отношению к 2019 году – кажется, соседи почти не заметили кризис. Еще менее болезненным год был для Китая, где благодаря быстрому обузданию вируса и высокому спросу на китайскую продукцию экономика выросла на 2,3%.

Если вернуться к латвийской экономике, данные за последние месяцы по товарному экспорту и обрабатывающей промышленности свидетельствовали о росте объемов. Поэтому не стало сюрпризом, что в производственных секторах конец года прошел успешно: в четвертом квартале продемонстрирован прирост на 3,7% по отношению к предыдущему году. Если смотреть по отраслям, скорее всего, и обрабатывающая промышленность, и сельское хозяйство и – очень возможно – строительство сумели показать рост. Пока что похоже на то, что и начало года в производственных секторах особым пессимизмом не выделяется – индикаторы настроения и в обрабатывающей промышленности, и в строительстве остаются стабильными и близкими к средним долгосрочным показателям.

Хотя в целом в секторе услуг четвертый квартал по-прежнему отметился минусами (-3,2%), они значительно меньше, чем можно было ожидать. Наиболее существенный спад в конце года наблюдался в тяжелее затронутых сферах услуг, таких как искусство и развлечения, расселение и общественное питание, а также транспорт. Однако данные о переменах объема сфер услуг и в этих секторах указывают на меньший спад, чем весной. Положительно удивила розничная торговля, где, несмотря на распространение вируса, в последнем квартале года по отношению к предыдущему году зарегистрирован подъем объемов на 1,1% – вирус не подавляет желание тратить.

Если весной жители сами проявляли высокую осмотрительность и даже без строгих ограничений экономика активно "испугалась", то во время второй волны желание общества работать как обычно было очень сильным, что и отобразилось на меньшем спаде экономики. К сожалению, частично по этой причине распространенность вируса высокая, а строгие ограничения сохраняются.

В январе, правда, с помощью ограничений удалось добиться своего – данные Google Mobility показывают, что активность населения находится на столь же низком уровне, как во время первой волны. Данные Swedbank по картам свидетельствуют о резком уменьшении оборота по отношению к 2020 году в большей части групп товаров и услуг. Доступные данные за январь свидетельствуют о неизменно печальной (-80%) ситуации в авиаперевозках и гостиничной сфере, о спаде в 45% в секторе общепита и спаде примерно в 40% в торговле товарами для строительства и дома, а также одеждой. Подъем наблюдается лишь в группах продуктов питания и связанных со здоровьем расходов. Однако по-прежнему надо подчеркнуть, что несмотря на более строгие ограничения, спад в январе по общему объему операций не такой резкий, как в апреле.

Взгляд на экономические данные начала года, а также вирусная ситуация и сложности процесса вакцинирования наводят на мысль, что в первом квартале нынешнего года экономика из спада, скорее всего, не выберется. При изменении относящихся к сфере торговли ограничений надо помнить, что главное все же – остановить распространение вируса. Именно это во время второй волны пока что не особенно получается. Устойчивый рост экономики может начаться только тогда, когда угроза вируса существенно уменьшится. Swedbank ожидает более стремительных темпов прироста летом. Это означает, что в нынешнем году темп роста мог бы достичь 2,8%.

Seko "Delfi" arī Instagram vai YouTube profilā – pievienojies, lai uzzinātu svarīgāko un interesantāko pirmais!