Foto: Publiciātes foto

Каждый раз, когда на финансовых рынках происходит существенный спад, становится актуальным вопрос о его влиянии на пенсионные накопления. Нынешняя осень — не исключение. В этом году краткосрочное сокращение стоимости мы видим как в графиках индексов акций США, Европы и Азии, так и в результатах всех латвийских пенсионных планов. Это снижение, как и предыдущие, следует оценивать рационально и в долгосрочной перспективе: с момента действия пенсионной системы после восстановления независимости Латвии пенсионные планы 2-го и 3-го пенсионных уровней на протяжении более длительного периода демонстрируют позитивную отдачу. Что же на самом деле означает этот спад?

Ситуацию об актуальной ситуации на финансовых рынках и ее влиянии на пенсионные накопления комментирует глава SEB Investment Management Янис Розенфелдс:

"Исторически сентябрь на фондовых рынках довольно часто негативный, но падение этой осени, безусловно, нельзя назвать привычным сентябрьским спотыканием. В 2022 году много проблем — это и ротация секторов, и вторжение России в Украину, и инфляция, и политика центральных банков, то есть повышение ставок. Эти события касаются всего мира, и они негативно отразились в том числе на финансовых рынках. Исходя из этого, падение на финансовых рынках в краткосрочной перспективе уменьшило накопления клиентов второго и третьего пенсионных уровней. Для части — лишь немного, для других — существенно.

Еще свежи в памяти события двухлетней давности, когда весной 2020-го стремительное распространение Covid-19 толкнуло финансовый рынок в пропасть. Я писал тогда об ощущении дежавю. От спада, вызванного пандемией, финансовые рынки восстановились достаточно стремительно — пенсионные планы завершили 2020 год позитивно. И сейчас, когда мы наблюдаем происходящее на финансовых рынках, тоже возникает эффект дежавю — кажется, что все это уже было, все это мы уже видели. Оглянувшись в прошлое, мы можем констатировать: в течение последних 100 лет на фондовых рынках было больше десяти лет с очень существенным падением цен. Некоторые спады были совсем недавно — в 2008 году, 2018-м и в 2020-м. Однако все кризисы преодолены.

Сходства заметны не только в событиях на мировых финансовых рынках, но и в нашем способе мышления и действия. Ощущение дежавю этой осенью, скорее всего, не только у меня, но и у многих участников второго и третьего пенсионных уровней. Возможно, это одна из причин, по которой, согласно опросу* SEB, большинство участников 2-го (64%) и 3-го (59%) пенсионных уровней в этом году ничего не меняли в своих накоплениях. Хотя ощущения, возможно, схожи с теми, что были в другие подобные периоды, думаю, стоит еще раз рассмотреть несколько важных вопросов.

Разве не все пенсионные планы одинаковые?

Нет, они отличаются. В моменты стремительного падения и роста мы можем очень ярко видеть, как то, о чем мы читаем в описаниях пенсионных планов, работает в реальной жизни: стоимость накопления увеличивается или уменьшается. Если в обычных условиях рынка или в моменты повышенного роста мы, как правило, мало следим за колебаниями накоплений, потому что наше внимание в основном поглощено работой и семьей, то периоды падения мы чаще всего замечаем. Это понятно.

То есть, вопрос "почему мое накопление уменьшилось?" намного важнее и вызывает больший резонанс, чем вопрос "почему мое накопление выросло?". Ответ на оба вопроса одинаковый: события в мировой экономике и на финансовых рынках могут влиять на стоимость накопления как позитивно, так и негативно. Правда, иногда ответ на вопрос об убытках может быть болезненным: "Потому, что деньги вложены в план/фонд, не соответствующий возрасту или терпимости к риску".

Можно ли спрятаться?

В периоды спада у многих появляется желание "спрятаться" — расторгнуть договор о 3-м пенсионном уровне или изменить планы 2-го пенсионного уровня, надеясь, что таким образом удастся избежать влияния финансового падения. Нередко и от управляющих ждут, что они смогут "заморозить" накопление, добившись, чтобы его стоимость больше не снижалась, что бы там ни происходило на финансовых рынках.

В такие моменты, как этой осенью, а точнее — фактически на протяжении всего периода с конца февраля, когда была потрясена вся мировая экономика, спрятаться негде. Снижение стоимости переживают акции, облигации, золото, валюты и многие другие финансовые инструменты. Как ни странно, самый правильный подход вдолгую заключается в том, чтобы просто выждать и продолжать делать регулярные взносы.

Хотя идея о "заморозке" может казаться очень здравой, это — ошибочное решение. Во-первых, это значит, что многие активы придется продать с убытками, во-вторых, это разрушает долгосрочную стратегию, и ее восстановление потребует времени. Если мы смотрим в долгосрочной перспективе, очень велик реальный риск, что верный момент для возвращения к стратегии "до заморозки" или "до кризиса", будет упущен только потому, что все инвестиции невозможно в любое время купить или продать в неограниченном объеме. Такие радикальные изменения можно реализовать без осложнений лишь в теории. На практике трудности неизбежны.

Действительно ли есть смысл продолжать делать взносы в накопления?

Падение на финансовых рынках можно сравнить со скидками. Если бы все магазины в мире начали торговать одеждой, обувью, электроникой и другими товарами со скидкой в 50%, 70% или даже 90%, — мы бы их купили? Продолжая делать взносы в пенсионное накопление в моменты спада, можно использовать возможность инвестировать со скидками, поскольку средства, вложенные в такие периоды, с лихвой окупятся, когда финансовые рынки восстановятся.

Создание накоплений на 3-м пенсионном уровне или с помощью накопительного страхования жизни — правильный выбор для обеспечения финансового благополучия в будущем. Кроме того, возможность и ответственность каждого — выбрать наиболее подходящий план на 2-м пенсионном уровне. То есть, каждому необходимо выполнить эту домашнюю работу — определить самый подходящий для себя план/фонд, следить за изменениями накопления в долгосрочной перспективе и в пределах возможностей продолжать делать регулярные взносы, — независимо от того, что происходит на финансовых рынках.

Спрогнозировать точный момент, когда финансовые рынки снова пойдут вверх, невозможно. Но мы можем быть уверены в том, что управляющие пенсиями тщательно и хладнокровно следят за развитием событий, делая все необходимое для того, чтобы наше накопление увеличилось в долгосрочной перспективе. Хорошая новость в том, что и этот кризис закончится, и мы станем спокойнее, умнее и опытнее. Желаю всем здоровья, выдержки и холодного рассудка!"

*Опрос по заказу SEB в августе 2022 года провела компания Norstat; в опросе приняли участие 1010 человек в возрасте от 18 до 74 лет.

Seko "Delfi" arī Instagram vai YouTube profilā – pievienojies, lai uzzinātu svarīgāko un interesantāko pirmais!