Foto: Pixabay
Несмотря на ряд проблем, экспортные перспективы остаются относительно хорошими, уверены банковские эксперты. Свои выводы они основывают на данных внешней торговли Латвии за октябрь этого года.

В октябре 2021 года внешнеторговый оборот Латвии составил 3,39 миллиарда евро, что в фактических ценах было на 23,5% больше, чем год назад, в том числе рост стоимости экспорта товаров на 17,8% и рост стоимости импорта на 28%, свидетельствуют предварительные данные Центрального статистического управления.

Импорт рос особенно быстро


По словам макроэкономического эксперта Luminor Bank Петериса Страутиньша, очень успешный год для экспорта товаров подходит к концу. "2022 для экономики в целом выглядит очень привлекательным годом, поскольку будут благоприятные условия для ряда секторов услуг, даже несмотря на скачок цен на энергоносители. Однако перспективы экспорта товаров омрачены значительными рисками. Изменения в мировой экономике, вызванные Covid-19, оказались на руку многим товарным отраслям. На экспортные данные благоприятно влиял рост цен, который неизбежно упадет в нескольких сегментах. Резко обострился вопрос конкурентной способности - рост цен, вызванный OIK, был незначительным по сравнению с нынешней разницей между ценами на электроэнергию в странах Балтии и Швеции. Но это временная проблема", – подчеркивает он.

Экспорт товаров в октябре (1557,9 миллиона евро) незначительно отклонился от рекордного показателя в 1614,2 миллиона в сентябре, но годовой рост по-прежнему остается привлекательным и составляет 17,8%. Однако он начал отставать от роста экспортных цен промышленной продукции (20,8%). Скорректированные данные, учитывающие разницу в количестве рабочих дней, показывают рост стоимости экспорта на 22,8% за год. "Также ясно, что промышленность – не единственный сектор экспорта товаров. Однако нет сомнений в том, что рост экспорта замедлился, вслед за замедлением роста промышленного производства", – говорит Страутиньш.

Экспорт главного товара – изделия из дерева, очень высок, по-прежнему превышает 300 миллионов в месяц. Но и объем, и годовые темпы роста (44,6%) уже начали снижаться, как и экспортные цены. Вторая по величине статья – экспорт электроприборов и оборудования немного снизился за год (-1%), увеличившись на 12% по сравнению со средним показателем за 12 месяцев. Таким образом, доля этих технологических товаров в экспорте снижается, но известно, что экспорт отечественного электротехнического оборудования и электроники растет, поэтому роль реэкспорта снижается, поясняет эксперт.

Импорт рос особенно быстро в последнее время, увеличившись на 28,8% в годовом исчислении в октябре. Он отражает цены на энергоносители, включая импорт для дальнейшей переработки и инвестиционные товары. Импорт минеральных продуктов, или в основном ископаемого топлива, вырос в 2,1 раза по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, достигнув почти 200 миллионов евро в месяц. Объем импорта чугуна и стали увеличился в 3,4 раза, достигнув 155 миллионов. В эту группу входят как товары для переработки, так и перепродажа в другие страны.

Вирус учит выбирать, но это не помогает


Самая важная новость для мировой экономики в прошлом месяце – появление нового варианта коронавируса, который также повлияет на экспорт товаров, поясняет Страутиньш. Данные по "Омикрону" носят предварительный характер, но весьма вероятно, что коронавирус, наконец, начнет вести себя так, как ожидалось. Он становится более заразным, но менее опасным для инфицированных.

"Если "Омикрон" действительно предвещает начало конца пандемии, это хорошая новость для поставщиков услуг, но в то же время риск для производителей, поскольку деньги будут уходить от товаров к услугам. Эти риски могут быть в значительной степени взаимодополняющими. Например, в экспорте мебели. Это изменит как общую пропорцию секторов товаров/услуг, так и тот факт, что люди, работающие удаленно, адаптировались к новым жилищным потребностям, эта нужда уже удовлетворена и больше не актуальна", – рассуждает эксперт Luminor.

Однако, несмотря на все эти проблемы, перспективы товарного экспорта остаются относительно хорошими. Никто не знает этого лучше, чем сами производители. Оценка объемов своих экспортных заказов промышленными компаниями в большинстве отраслей выше среднего исторического значения. "Относительный оптимизм вызывает полиграфия – быстрорастущая отрасль, которая в последнее время много инвестировала в увеличение производства", – резюмирует Страутиньш.

Цены на энергоносители и металлы


Внешняя торговля товарами очень важна для такой маленькой и открытой экономики, как Латвия, напоминает в своем комментарии старший экономист Swedbank Агнесе Буцениеце. В этом году на ее долю приходится около 130% валового внутреннего продукта Латвии. Она также подчеркивает, что экспорт товаров в евро в октябре увеличился на 17,8% по сравнению с предыдущим годом. Это немного медленнее, чем раньше. При этом темпы роста импорта в октябре несколько ускорились, составив 28,8%. В октябре цены производителей на экспортируемую продукцию обрабатывающей промышленности были на 20,6% выше, чем год назад. Это говорит о том, что экспорт, без учета ценового эффекта, на несколько процентных пунктов в октябре мог упасть. С другой стороны, рост импорта продолжается, поясняет она.

Наибольший вклад в импорт внесли минеральные продукты и цветные металлы, что произошло из-за высоких цен на энергоносители и металлы. Общие показатели импорта помогли повысить регулярные поставки самолетов airBaltic. Рост экспорта в октябре в основном ограничивался сокращением экспорта зерновых. Кажется, что даже высокие цены не смогли компенсировать снижение объемов и качества урожая этого года.

Самый большой вызов – рабочая сила

Буцениеце не удивлена, что группы товаров, которые обеспечили наибольший вклад в рост экспорта, оказались теми же, в которых и цены выросли наиболее значительно. Рост экспортных цен на минеральные продукты и древесину превышает 50%, а цены на цветные металлы и химическую продукцию – на 27-38% выше, чем годом ранее.

Это означает, например, что мы экспортируем изделия из дерева в меньших количествах, без учета ценового эффекта, чем год назад. Обзоры, проведенные Европейской комиссией и ЦСУ, показывают, что деревообрабатывающие компании видят небольшое снижение экспортных заказов и прогнозируют, что цены, которые уже начали отклоняться от сентябрьского "пика" в октябре, будут продолжать это делать в ближайшие месяцы. Более низкие цены и слабый спрос означают, что роль изделий из древесины в стимулировании экспорта в ближайшем будущем, вероятно, уменьшится, но эта группа товаров останется лидером в течение некоторого времени. Даже при ежемесячном падении и цены, и объемы по-прежнему очень высоки.

Небольшое снижение в месячном исчислении экспортных цен в октябре также наблюдалось на металлы и металлические изделия, текстиль и мебель. Кроме того, производители мебели ожидают небольшое падение спроса. Однако есть отрасли, которые ждут увеличение экспортных заказов – например, производители строительных материалов, химикатов и изделий, металлов и электрического оборудования, отмечает экономист.

Высокие цены на сырье и компоненты продукции латвийские экспортеры успешно переносят на конечного покупателя. Мы наблюдаем такую ​​же картину повсюду в Европе. В свою очередь, сбои в цепочке поставок затрагивают всех, но наши производители жалуются на них меньше, чем, например, в других странах Балтии, и гораздо меньше, чем, например, в Германии. Это, вероятно, также способствовало небольшому увеличению доли экспортного рынка в этом году. Самая большая проблема для наших экспортеров – нехватка рабочей силы и стремительный рост заработной платы. Общая картина экспортных заказов остается достаточно позитивной: по мнению компаний, внешний спрос будет расти в конце года, но более медленными темпами, чем в предыдущие два квартала. Однако проблемы на рынке труда могут еще больше ограничить экспорт в долгосрочной перспективе. Если удастся разумно инвестировать и повысить производительность, риски можно будет снизить.

Seko "Delfi" arī Instagram vai YouTube profilā – pievienojies, lai uzzinātu svarīgāko un interesantāko pirmais!