Foto: Reuters/Scanpix
Российский рынок для литовских предпринимателей становится менее доступным: с этим уже столкнулись производители молока, свиноводы, перевозчики. Некоторые предприниматели обращают внимание на рынки в Европе, и утверждают, что стоит открыть большого соседа рядом.

Об этом пишет русская версия литовского портала DELFI.

Глава предприятия Daumantai LT Саулюс Гринкявичюс рассказал DELFI, что сейчас предприятие ищет фабрику в Польше – так утвердиться у соседей легче.

"Сейчас мы в Польше работаем, но масштаб небольшой: у нас есть один партнер, продажи небольшие. Утвердиться в Польше производителям продуктов питания трудно, так как у поляков много предприятий, а рынок заполнен как своей продукцией, так и продукцией из западных стран", - сказал Гринкявичюс.

Кроме этого, он сказал, что польский покупатель чаще обращает внимание на цену, и редко соглашается платить больше за более высокое качество, а конкурировать только ценами с местными производителями трудно.

"Мы видим возможность утвердиться на польском рынке, если приобретем местного производителя и уже известный там торговый знак. Мы уже побывали на двух фабриках, осмотрели третью, которая нас интересует, и возможно, решимся вложить инвестиции ", - сказал Гринкявичюс.

Похожее мнение высказал и председатель правления предприятия NDX, у которого есть акции производителя продуктов Mispol, Игнас Сташкявичюс.

"Польша – это направление нашей группы, мы хотим повышать продажи и известность своих торговых знаков, - сказал он. – К сожалению, многие видят Польшу как привлекательный рынок для любой продукции, поэтому на рынке большая конкуренция. Чтобы предприятие продавало там свои продукты или услуги, должны быть лучшие цены, качество и маркетинг".

Он отметил, что инвесторы из Азии называют Польшу воротами в Европу, так как она привлекает географией, размером, а правила бизнеса понятны.

Может ли Польша стать альтернативой России?

На вопрос, может ли Польша стать альтернативой России, Сташкявичюс ответил, что разница между странами очевидна: обе страны большие, только одна применяет правила Европейского Союза, а другая менее понятна и пугает, поэтому и конкуренция там меньше.

"Раньше у литовцев на российском рынке были преимущества, так как они лучше, чем предприниматели других стран знали российский рынок: он не для всех открыт, там немалая коррупция, бюрократия, ограничения. Есть и другие подобные рынки на постсоветском пространстве, например, Казахстан или Украина", - сказал предприниматель.

Но, по его мнению, в Польше утвердиться проще, если продукт лучше, чем у конкурентов.

"Польский потребитель очень рационален, у него есть выбор. Если предложишь подходящий товар за хорошую цену, он сразу обдумывает предложение, вне зависимости от того, литовец ты или предприниматель другого происхождения", - сказал он.

Кроме этого, по словам Сташкявичюса, в Литве и Польше похожая культура бизнеса, поэтому, если выучить язык, возможностей утвердиться становится еще больше.

"Литовским предпринимателям стоит попробовать конкурентоспособные рынки, и искать возможности не только в таких странах, как Россия, где может помочь знание культуры или личные связи. Всегда есть возможность просто конкурировать своими продуктами, их качеством и ценами, а рынки – вся Европа и страны, в которых действует рыночная экономика", - отметил он.

Гринкявичюс оценивает возможности бизнеса в Польше более умеренно: хотя Польша большая страна с 39 млн. жителей, Россия – намного больше, там 144 млн. жителей.

"Россия не настолько заполнена товарами, поэтому туда легче прийти, если не мешают политические обстоятельства. С другой стороны, в Польше нет ограничений на работу, и там большая конкуренция. Возможно, поэтому успешно работающих в Польше литовских предпринимателей немного", - сказал Гринкявичюс.

На вопрос, может ли Польша стать альтернативой для тех, кто ищет, чем заменить Россию, он предлагает сначала посмотреть на Скандинавию, а укрепившись там, можно пробовать и в Польше.

Что утвердиться в Польше нелегко, подтверждает и представитель предприятия Stumbras, производящего алкогольные напитки, Альгирдас Чибурис.

"На польский рынок нам не удалось прийти с первого раза: были и структурные изменения, и изменения в методике работы, так как литовский и польский рынок отличается – разница и в бизнесе, и в менталитете людей", - сказал он.

По его словам, одна из причин – сильные местные производители и лояльность к уже известным там торговым знакам.

"Но все же, Польша – потенциальный рынок для тех, кто ищет, чем заменить работу в России, так как он отличается стабильностью, прогнозируемостью – даже во время экономического кризиса экономика этой страны довольно хорошо держалась. Кроме этого, языковой барьер небольшой, наши работники, которые не знали польский язык, выучили его за 2-3 месяца, и уже говорят свободно, - отметил собеседник. – Мы видим перспективы в Польше, так как наш продукт довольно дорогой, и война цен не страшна".

У предприятия Stumbras в Польше, как и в Эстонии и Латвии, есть свои представительства.

Какие трудности ожидают в Польше

Тем, кто планирует развитие на польском рынке, Чибурис советует оценить то, что он в 10 раз больше литовского.

"Мы научились тому, что в Польше надо очень осторожно проверять планы, так как можно неправильно оценить риск. Планы принимаются с энтузиазмом, с оптимизмом, но реальность обычно бывает в два раза хуже, из-за этого мы пострадали, - сказал он. – На польском рынке мы работали через партнера, позднее нанимали консультантов, которые рисовали светлое будущее, но реальность оказалась другой, и, в конце концов, мы сами учредили представительство и набрали хорошую команду".

Он отметил, что в Польше намного проще найти профессиональных специалистов, с другой стороны, и предприниматели, и работники привыкли к вниманию, и рассчитывают на большие инвестиции.

Найти свое место в Польше сначала было трудно и компании NDX.

"Когда мы начали инвестировать в Польше, мы были оптимистами, надеялись, что скоро сможем вырасти до значительных объемов. Сейчас с некоторыми продуктами дела обстоят неплохо, с другими – сложнее", - сказал Сташкявичюс.

Предприниматели, отвечая на вопрос, почему обратили внимание на польский рынок, сказали, что не могут игнорировать такого большого соседа.

"Мы пришли на польский рынок, потому что он рядом, и нельзя игнорировать 39 млн. жителей. Если удастся утвердиться, результат будет неплохой, так как там нет никаких ограничений, логистика – простая. Единственная трудность – поляки неохотно принимают новые продукты", - сказал Гринкявичюс.

Seko "Delfi" arī Instagram vai YouTube profilā – pievienojies, lai uzzinātu svarīgāko un interesantāko pirmais!