Причиной экстренной эвакуации супермаркета Prisma в Риге на ул. Сахарова, 30, минувшим летом стало начавшееся падение пяти бетонных плит перекрытия весом более 4 тонн каждая, сообщает со ссылкой на Госбюро по надзору за строительством передача Русского вещания LTV7 "Личное дело". Специалисты ведомства пришли к выводу, что нарушения были допущены практически на всех этапах — от проектирования до строительства здания.

Пять 10-метровых бетонных плит оторвались от балки перекрытия на высоте 6 метров — прямо над алкогольным отделом супермаркета 3 июня этого года в 16 часов. В магазине объявили тревогу, к 16.25 эвакуация была завершена.

"Панель разрушилась из-за недостаточной прочности — ее часть осталась на опоре, часть уехала вниз. В панелях была арматура, и когда панель сдвинулась, она оперлась на арматуру. И поэтому не произошло падения этих панелей", — описал "Личному делу" произошедшее Вадим Горемыкин, руководитель отдела экспертиз Государственного бюро по контролю за строительством.

Именно к этому ведомству компания Aivii centrs — владелец здания — обратилась с просьбой расследовать произошедшее. Проверка, проведенная специалистами Госбюро, выявила, что проект, поданный в Рижскую стройуправу, и тот, что был в результате утвержден, значительно отличались, а построено было и вовсе нечто третье. "Был начальный проект. Был проект детализации, а строили еще как-то по-другому", — заявил "Личному делу" Горемыкин.

Проблемы обнаружились, в частности, в конструкции ригеля — балки, на которую опираются другие несущие элементы сооружения. "Узел, который был сдан в Стройуправу — его реально невозможно было осуществить. Такая балка, как нарисована здесь, [в первоначальном проекте] — в спецификации ее просто нет. (...) Это говорит о том, что этот узел в начальном проекте разработан не до конца", — рассказал Горемыкин.

Осмотр вскрытых панелей непосредственно в здании супермаркета показал, что идеи проектировщика не были реализованы. "Скорее всего, [проектировщик] просто думал, что даст какую-то принципиальную схему, а завод-производитель [железобетонных конструкций] сам додумает, как он это реализует", — полагает Горемыкин.

Плиты, опирающиеся на противоположные "полки" несущей балки, которая имеет форму перевернутой буквы Т, должны быть попарно соединены друг с другом, или, говоря профессиональным языком, анкерованы. "Реально это соединение вообще не осуществлено. Вот эти [провалившиеся] панели не были заанкерованы к панелям с другой стороны балки", — заявил Горемыкин.

При строительстве "пирога" крыши, по его словам, "был заменен выравнивающий керамзитовый слой на керамзитобетон, у которого собственный вес намного больше, чем у шариков керамзита". Замена была одобрена Рижской стройуправой, но задним числом, полагают в Госбюро. "Этот чертеж утвержден и подписан в Стройуправе, но (...) после того, как все было смонтировано на объекте", - говорят здесь.

Рижская стройуправа письменно уведомила "Личное дело", что расчетами не занимается и проверяет только документы — на соответствие нормативным актам. Все документы по супермаркету на Сахарова, 30, были оформлены правильно, заверены подписями проектировщиков и строительных инженеров.

Сразу после трагедии в Золитуде 21 ноября 2013 года специалисты Рижской стройуправы проверили все общественные здания в Риге — в том числе и Prisma в Плявниеках. Специалисты провели визуальный осмотр и никаких проблем тогда не обнаружили.

Разработкой архитектурного проекта здания занималась фирма CORE projekts, инженерных конструкций — компания LVCT, а генеральным подрядчиком строительства было предприятие Castor Construction. Непосредственно производством бетонных плит занималась компания Consolis. Это одна из крупнейших компаний по производству железобетонных конструкций в Европе. Она же делала бетонное покрытие крыши и в супермаркете Maxima в Золитуде, добавляет "Личное дело". Представители этих предприятий от комментариев отказываются или же советуют обращаться не к ним.

Так, совладелица компании CORE projekts Инара Миезите заявила "Личному делу": "Поскольку мы архитектурное бюро, то это больше разговор с конструкторами". Владелец и главный строительный инженер LVCT Таливалдис Весминьш, в свою очередь, подчеркнул: "Мы не рассчитывали прочность плит. Эти расчеты делала компания Consolis".

Госбюро по надзору за строительством направило свое заключение по итогам проверки здания в сертифицирующую организацию — Латвийский союз строительных инженеров. Именно Союзу предстоит принять решение о компетентности конкретных специалистов. Процедура начнется на следующей неделе. До ее завершения профессиональная организации никаких комментариев не дает, добавляет программа Русского вещания LTV7 "Личное дело".

Seko "Delfi" arī Instagram vai YouTube profilā – pievienojies, lai uzzinātu svarīgāko un interesantāko pirmais!