Foto: LETA
Пять лет назад бизнесмен, тесно связанный с российскими государственными оборонными предприятиями, купил крупную недвижимость на окраине аэропорта, сообщает программа Nekā personīga.

Его имя прозвучало в средствах массовой информации и тогда побудило депутатов усилить контроль за тем, кто и где покупает недвижимость. Что осталось незамеченным, так это тот факт, что другая авиакомпания, связанная с теми же кремлевскими военно-техническими компаниями, развивала свой собственный авиационный бизнес.

В сентябре 2018 года финская полиция провела одну из крупнейших операций в своей истории. 400 правоохранителей обыскали 17 островов у берегов Финляндии. Их приобрел бизнесмен Павел Мельников из Санкт-Петербурга. На ранее необитаемых островах он построил причалы, вертолетную площадку, несколько домов и все это с бесчисленными камерами наблюдения.

После рейда в Финляндии ходили слухи, что острова устроены для нужд русской армии. Они расположены недалеко от международных морских путей и поэтому, несомненно, могут служить местом для шпионажа или другого военного использования. Доказать такие намерения сложно, но Финляндия смогла начать расследование в отношении Мельникова по факту отмывания денег.

Через несколько лет выяснилось, что остров в финских водах купил и другой российский бизнесмен Игорь Кесаев. Он связан с российскими спецслужбами и подозревается в торговле оружием. В результате этих случаев Финляндия приняла закон, требующий разрешения от Министерства обороны на покупку, если страна проживания покупателя находится за пределами Европейского Союза.

В каталоге федеральных оборонных предприятий России можно найти компанию АКНИИПО. Там говорится, что компания была создана в середине 1990-х годов на базе четырех министерств. И сейчас производит электрорадиооборудование для космических аппаратов, выполняя заказы Минобороны России. В качестве учредителя компании представлена ​​российская государственная компания "Ростех". Это военный гигант насчитывает около 700 компаний. Его руководителем Владимир Путин назначил Сергея Чемезова, который с 2014 года находится в санкционном списке Евросоюза. Данные регистра показывают, что в число акционеров АКНИИПО также входит российская государственная компания "Роскосмос".

Главой АКНИИПО, принадлежащей российскому государству и глубоко вовлеченной в военную сферу, является Дмитрий Холомкин. В 2010 году он купил квартиру в Юрмале, что позволило ему получить вид на жительство. В 2017 году Холомкин купил центр пляжного волейбола на окраине аэропорта за два миллиона евро. За последние два года бизнес понес убытки в размере 350 тысяч евро, но Холомкин не отказывается от имущества.

"Объект находится очень близко к аэропорту "Рига", который является стратегическим объектом. И это, конечно, вызывает опасения, сколько еще подобных объектов находится в собственности или в аренде у [людей]— теперь мы видим — в целом враждебного и агрессивного государства. Особенно приближенных к режиму, а уж тем более связанных с военной промышленностью", — говорит председатель комитета Сейма по иностранным делам Рихардс Колс.

"Это может показаться совершенно неприемлемым и недопустимым, но у нас существует система безопасности и защиты критической инфраструктуры в стране, и есть как минимум три службы безопасности, которые оценивают все эти сделки здесь. Крайне маловероятно, что ситуация вышла из-под контроля или никто ничего не знает. Это было бы как в старых шпионских фильмах ...Людям со стороны кажется, что, насмотревшись таких фильмов, они становятся очень компетентны, и могут поучать [правоохранительные] органы, как им работать", – рассуждает председатель Комиссии Сейма по обороне, внутренним делам и предотвращению коррупции Юрис Ранцанс.

В свою очередь, Служба государственной безопасности (VDD) отмечает, что постоянно получает информацию о возможных угрозах безопасности объектов критической инфраструктуры и секторов, имеющих стратегическое значение. При выявлении рисков служба информирует о них ответственные органы.

"После российского вторжения в Украину 24 февраля этого года VDD активизировала свою работу в области безопасности критической инфраструктуры и стратегических секторов", — говорится в ответе VDD передаче.

Неофициально Nekā personīga известно, что VDD ограничил планы экспансии этих компаний вблизи аэропорта. Сфера внутренних дел подчеркивает: информация от международных партнеров также помогает в его проверках.

Seko "Delfi" arī Instagram vai YouTube profilā – pievienojies, lai uzzinātu svarīgāko un interesantāko pirmais!