Фото: EPA/Scanpix/LETA
Пандемия коронавируса, кризис в производстве микросхем, нарушения в цепочках поставок и военная агрессия России в Украине серьезно повлияли и на автомобильную индустрию. Ситуация усложняет поставки новых машин – с момента заказа до момента получения автомобиля могут пройти годы. Впрочем, некоторым компаниям удается найти способы доставить машины в Латвию без задержек.

Лучше всего ситуацию с производством и поставками машин отражают данные продаж. Так, по данным CSDD, в марте в Латвии больше всего новых машин продала компания Toyota, в первой десятке также находится Kia. Это связано со стабильными поставками новых моделей.

Кто-то лучше подготовился

Иногда бывает трудно понять, почему новую машину приходится ждать так долго – причин много, все они разные и сложные, объясняет редактор DELFI Auto Раймондс Зандовскис.

Каждый год производители автомобилей рассчитывают на то, то предложение догонит спрос, но старые проблемы быстро сменяются новыми сложностями, запускается новая цепная реакция и производство опять тормозит. По-прежнему главная проблема – нехватка микросхем, и война в Украине явно не улучшила ситуацию, рассказывает Зандовскис.

Перебои в поставках затронули практически всех производителей, но некоторые были лучше подготовлены к глобальным непредвиденным потрясениям, и смогли оперативно отреагировать на перемены и принять успешные решения.

"Например, более дорогие и роскошные модели более выгодны, поэтому при выборе, поставить недостающую микросхему в дешевую или в дорогую машину, предпочтение отдается второму варианту. Именно поэтому такие модели до сих пор достаточно легкодоступны. А Toyota, например, сама производит намного больше деталей, чем другие бренды, поэтому они от этой ситуации выиграли", — говорит эксперт.

Почему многим не хватает микросхем? Дело в том, что после пандемии многие производители стали осторожней, прогнозируя спрос на новые автомобили, поэтому заказывали меньше микросхем. Спрос на новые машины действительно сократился, производители микросхем направили производственную мощность на предприятия, которые производят телевизоры, компьютеры и другие электроприборы.

Однако продажи новых автомобилей быстро вернулись на прежний уровень и осторожные производители обнаружили, что больше нельзя достать необходимые детали – у производителей микрочипов их просто не было. Поэтому те компании, которые наращивали резервы, впоследствии оказывались в лучшем положении.

Одни детали задерживаются, другие приходят вовремя

Изменения в поставках южнокорейского производителя Kia стали заметны чуть позже, чем в случае других марок автомобилей, во второй половине 2021 года – но на общую ситуацию это существенно не повлияло, рассказывает торговый представитель Kia Каролис Юдзентавич.

Наш рынок Kia обеспечивает автомобилями, которые производят в Словакии и в Южной Корее. Самые популярные версии Ceed и Sportage монтируют в Словакии, остальные делают в Южной Корее. Обычно заказы из Словакии выполняют в течение трех с половиной месяцев, из Южной Кореи – примерно в течение шести с половиной месяцев. Сейчас для некоторых моделей это время увеличилось, но для некоторых – сократилось, объясняет Юдзентавич.

Чем сложнее автомобиль и чем богаче его комплектация — тем больше чипов нужно установить. Это увеличивает вероятность того, что покупателю такой машины придется ждать дольше. Например, модели с ручной коробкой передач обычно доступны быстрее, чем модели с автоматической коробкой передач.

При этом, если производство одной машины затянется, другие можно будет собрать быстрее. Когда производство одной модели останавливается из-за нехватки деталей, конвейер закрепляется за другими автомобилями, чьи детали доступны в полной комплектации уже сейчас.

"Электромобили из Южной Кореи уже начинают приходить быстрее. Кроме того, автомобили для Европы считаются приоритетом из-за планов по снижению выбросов CO2, поэтому, как только появляется небольшой шанс, их производству сразу дается зеленый свет", — объясняет Каролис.

В прошлом году Kia стала самым популярной азиатской автомаркой на латвийском рынке – компания продала в Латвии 785 новых машин – на 16% больше, чем в 2020 году. Kia Ceed из С сегмента оказалась на третьем месте по популярности, и по объемам продаж (217 единиц) отстала только от моделей Toyota Corolla и Volkswagen Golf.

Новый фактор

Эксперты соглашаются, что война в Украине продолжит вносить поправки в цепи поставок, так как многие автомобили зависят от украинских ресурсов и деталей, а также материалов из России.

"Украина, например – один из крупнейших в мире экспортеров неона. Неоновый газ используется в микросхемах, и без него производство придется приостановить. В итоге снова становится сложно планировать точные даты поставок", – рассказывает Каролис.

Проблема с микросхемами никуда не делась и война в Украине ее только ухудшит, соглашается основатель компании по продажам автомобилей Deals on Wheels Лауринс Богушевичс.

Например, даже в пандемию Tesla была в безопасности, так как сама производила все детали для своих автомобилей, в том числе микросхемы. Но для микросхем нужны металлы, а никель, например, в основном добывается в России и в Украине. Россия также один из крупнейших производителей алюминия, поэтому колебания на этом рынке повлияют на возможности всех автопроизводителей без исключения.

На итоговые цены машин также повлияет резкий рост цен на нефть и газ, так как многие заводы зависят от цен на энергосырье.

Любуйтесь латвийской природой и следите за культурными событиями в нашем Instagram YouTube !