Foto: AFP/Scanpix

В интервью "Латвийскому радио 4" вице-президент Центробанка Эстонии (Eesti Pank) Уло Каасик (Ulo Kaasik) дал свою оценку прошедшему два года назад в Эстонии переходу от обращения национальной валюты на евро, а также рассказал об экономическом эффекте, который принесли перемены.

Однозначно процесс смены валюты оценить невозможно. С одной стороны, в Эстонии наблюдался рост экономики, также очень высоким был рост экспорта. С другой, обычные люди смену валюты почувствовали на своих кошельках – выросли цены, рассказал Каасик.

На вопрос о том, изменило ли что-то для Эстонии присоединение к странам еврозоны, Уло Каасик ответил, что так как радикальных перемен фактически не было, практически для Эстонии мало, что изменилось. Это всего лишь следующий шаг развития, отметил банкир: "Это логичный шаг. Нам нужно больше интегрироваться в Европу, поэтому вполне нормально, что от своей валюты мы перешли к общеевропейской. Нам нужно посмотреть на общую картину развития экономики, а она такова: мы увидели инвестиционный бум. Объёмы инвестиций сейчас стремительно увеличиваются. И здесь я имею в виду, прежде всего, инвестиции компаний. Скандинавские компании рассматривают Эстонию, как место для размещения своего бизнеса. Интерес начал увеличиваться именно после присоединения Эстонии к еврозоне, потому что компании видят здесь сейчас большую стабильность. И это позволяет делать хорошие прогнозы на будущее и давать положительную оценку развитию страны в перспективе".

Впрочем, один из руководителей эстонского центрального банка признаёт, что без повышения цен, которого опасаются при присоединении к еврозоне и в Латвии, в Эстонии не обошлось.

"Конечно, для обычных людей вопрос остаётся открытым, изменились ли цены после введения евро или нет. И если мы смотрим назад, то по этому поводу в Эстонии были одни из самых больших опасений тогда два года назад.

Данные статистического бюро Eurostat подтверждают, что влияние на цены было в районе 0,2-0,3%. И это означает, что некоторые цены действительно выросли. Но это был одноразовый шок. Нельзя не отметить, что это произошло в то время, когда наблюдался стремительный рост эстонской экономики, поэтому цены повысились и вследствие других объективных причин. Например, из-за роста цен на топливо.

Увеличение стоимости произошло также в секторе услуг. В сфере ресторанного бизнеса и услуг как таковых. Но повышение было небольшим и это позволило нашим людям сохранить веру в новую для них валюту. Конечно, можно было сделать больше. Всегда можно сделать больше. Но на тот момент мы сделали, что могли", - пояснил Каасик.

По его словам, согласно обнародованному в конце прошлого года Еврокомиссией отчёту, инфляция в Эстонии понемногу снижается, но в ближайшие годы, скорее всего, Эстония все еще будет в числе стран с самой высокой инфляцией в еврозоне. С момента введения евро в Эстонии не удалось избежать повышения цен на мясо. По разным оценкам за два года мясо выросло в цене практически вполовину. Однако только лишь с переходом страны на евро Уло Каасик этот феномен не связывает.

"Проще всего обвинить валюту в повышении цен. Но на самом деле цены устанавливают компании, которые продают свою продукцию, а потребитель зачастую всего лишь последнее звено цепи – он принимает это или нет, покупает по такой цене или не", - говорит представитель центробанка.

Относительно вероятности, что Латвия может не присоединиться к еврозоне в 2014 году Уло Каасик отметил, что многое будет зависеть от доверия людей к новой валюте, а также от того, насколько латвийские политики сумеют убедить население в необходимости такого шага. Но вместе с тем банкир подчеркнул, что сама смена валюты мало что изменит сейчас, однако в долгосрочной перспективе принесёт хорошие плоды.

Seko "Delfi" arī Instagram vai YouTube profilā – pievienojies, lai uzzinātu svarīgāko un interesantāko pirmais!