В прошлом году Латвия не воспользовалась возможностью приобрести предложенный США сжиженный природный газ, который был значительно дешевле, чем на европейском рынке, говорится в публикации руководителя направления устойчивого развития Банка Латвии Эдварда Кушнера на сайте Makroekonomika.lv, сообщает агентство LETA.

Кушнер указывает, что в начале апреля 2022 года тогдашний министр экономики Янис Витенбергс (Национальное объединение) вместе с официальными лицами и представителями Latvenergo посетил США с рабочим визитом, чтобы "обсудить долгосрочное сотрудничество в области энергетики".

В ходе визита латвийской делегации поступило предложение приобрести сжиженный нефтяной газ в объеме 10 тераватт-часов (ТВтч), заключив контракт на 10 лет. Кушнер указывает, что цена бы соответствовала цене биржи США Henry Hub В течение прошлого года самая высокая цена на газ Henry Hub составляла 30 евро за мегаватт-час (МВтч), сейчас она составляет 8 евро за МВтч, а на момент предложения - около 10 евро за МВтч.

Кушнер подчеркивает, что с учетом напряженной ситуации на рынке СПГ это был долгожданный шаг — дать Латвии возможность закупать СПГ с терминала в США.

Кушнер также указывает, что представители правительства Германии уже несколько раз посещали страны Персидского залива с относительно небольшим успехом, надеясь получить долгосрочные контракты, в то время как польская PK Orlen только что подписала 20-летний контракт с компанией из США на на закупку 14,4 ТВтч сжиженного природного газа.

Обсуждая с экспертами возможную окончательную цену на поставляемый в Латвию газ, Кушнерс выяснил, что цена на транспортировку очень изменчива, в жестких рыночных условиях прошлым летом она составляла от 2 до 15 евро за МВтч, на что влияло страхование и управление другими рисками. При этом Кушнер напоминает, что прошлым летом цена газа на европейской бирже TTF колебалась в районе 200-300 евро за МВтч.

Кушнер указывает, что переговоры с газовыми компаниями США велись не на уровне латвийского правительства и не от его имени.

Он подчеркивает, что это политический выбор с далеко идущими экономическими и социальными последствиями, но, несомненно, и эффективная шоковая терапия для более быстрого сокращения потребления ископаемых ресурсов. "Неофициальные объяснения причин воздержания от газовой сделки с США содержат очень слабые аргументы — чаще всего упоминается боязнь заключать долгосрочную сделку, все в надежде на восстановление потока дешевого российского газа после войны, а также необходимость снижения потребления ископаемых ресурсов и отсутствие региональных СПГ-терминалов", — пишет Кушнер.

Представитель Банка Латвии также указывает, что имеет место и второй аргумент. О том, что сумма контракта, предлагаемого США, изначально меньше, чем историческое годовое потребление Латвии, которое составляет около 12 ТВтч, и логичным решением было бы включение в контракт права перепродажи, чтобы при уменьшении потребления газа Латвия могла отправлять танкеры другим покупателям.

"Трудно представить, что, например, Азия, которая является быстро растущим потребителем СПГ, обгонит европейские страны по сокращению ископаемых ресурсов и что Латвии будет сложно реализовать поставленный газ с дополнительной прибылью. С другой стороны, если вернесмся к энергетической зависимости от России, то у меня слов нет", - пишет Кушнер.

Он также отмечает, что отсутствие терминалов было весомым аргументом еще летом 2022 года, но с тех пор ситуация в корне изменилась, совместный эстонско-финский проект терминала Inko приобрел реальные очертания. Вскоре пополнить запасы в Инчукалне мог первый корабль с газом для Латвии.

Кушнер отмечает, что низкие цены на газ сейчас не повод для оптимизма по поводу дальнейшего развития в следующем отопительном сезоне, финансовая выгода от прямых поставок из США в Латвию колеблется в районе одного миллиарда евро в год.

Кушнер упоминает, что 25 мая 2022 года Совет по фискальной дисциплине, выразив обеспокоенность ростом инфляции, пытался вынести вопрос закупки газа на закрытую дискуссию, пригласив бизнес-организации, ответственных чиновников и политиков. В итоге пришел только один политик, а в ходе обсуждения был сделан вывод, что без политических решений ни одна из государственных энергетических компаний не может начать переговоры с США по собственной инициативе.

Также Кушнер подчеркивает, что подвижек пока не наблюдается, только Latvenergo активно ищет возможности для заключения выгодных газовых контрактов для обеспечения поставок СПГ для собственных нужд, уже появились публичные сообщения о зарезервированных мощностях на Клайпедском терминале.

"По объемам это лишь часть необходимого стране объема. Поставки СПГ в 2022 году осуществлялись по высоким европейским ценам (TTF), но мы продолжаем плясать вокруг "осколка" полуживого Latvijas gāze, — утверждает Кушнерс.

Он добавляет, что объявленный правительством план оценки участия Латвии в строительстве терминала Палдиску-Инко незаметно угас. Клайпедский и Палдиску-Инко терминалы, формирующие единую энергетическую политику трех стран Балтии, уже в этом году смогут обеспечить необходимые поставки газа в Латвию. В свое время отказ от инвестиций в Клайпедский терминал также был политическим решением. Без политической поддержки Latvenergo в середине года не удалось заключить масштабный долгосрочный контракт с Клайпедским терминалом СПГ, что наглядно доказывает, что в таких кризисных ситуациях активное и целенаправленное вмешательство государства не только желательно, но даже необходимо.

По словам Кушнера, наивная опора на "рыночные силы" означает только высокие цены и непредсказуемое развитие. Единая или, по крайней мере, хорошо скоординированная энергетическая политика стран Балтии – самый верный путь к надежной энергетической безопасности и энергетической независимости.

Кушнер указывает, что здесь к месту и вопросы о Скултском или любом другом СПГ-терминале — планируем ли мы его развивать, чтобы переваливать газ, купленный по ценам европейского рынка, или Латвии нужен собственный терминал для прямых поставок из США .

Кушнер подчеркивает, что ответ на этот вопрос является решающим при выборе владельца терминала и инвестора.

"Как только у Латвии будет газовая инфраструктура и доступ к достаточно дешевому природному газу СПГ, возможно, продолжение его использования в среднесрочной перспективе, с четким планом использования или демонтажа газовой инфраструктуры и целевыми инвестициями в современное, климатически нейтральное теплоснабжение. решений, это гораздо более предсказуемый, социально и экономически щадящий путь", — говорит Кушнер.

Seko "Delfi" arī Instagram vai YouTube profilā – pievienojies, lai uzzinātu svarīgāko un interesantāko pirmais!