В начале этой недели в Резекне закончился отопительный сезон. Для жителей Северного района города это означает отключение горячей воды, самое малое, на пять месяцев — до начала нового отопительного сезона. Дома Северного микрорайона обогревались от ТЭЦ Резекненского молочно-консервного комбината (РМКК). Он не работает вот уже почти год, а значит, не работает с полной загрузкой и ТЭЦ. Использовать ТЭЦ только для подогрева горячей воды нет никакой возможности: эксплуатация котлов с пониженной тепловой нагрузкой невозможна. Когда в домах Северного района вновь появится горячая вода и вовремя ли начнется следующий отопительный сезон, не знает никто. И если о самой ТЭЦ известно, что ее хочет купить резекненское АО Siltums, то о дальнейшей судьбе РМКК горожане не знают ничего.

Сталинская стройка

Пятьдесят лет назад на северной окраине Резекне, недалеко от железной дороги Рига — Москва, в болотистой местности началось строительство первого в Балтии комбината по производству молочных консервов. В 1957 году комбинат был сдан в эксплуатацию, а рядом с ним выросли первые двух- и трехэтажные дома для работников, баня и… памятник В.И.Ленину, на установку которого было истрачено 15 тыс. рублей.

Первая варка сгущенного молока была особенной и навсегда вошла в анналы истории: новый комбинат, новые технологии, молодые сотрудники, еще не имеющие практического опыта. Ну а дальше все пошло как по маслу. Комбинат строит свой клуб, столовую, детский сад, базу отдыха на берегу озера Разнас. В 1957 году на РМКК вместе с подчиненными 24 заводами работали 1200 человек. Через 30 лет, в 1987 году, на комбинате в Резекне работали 2400 человек.

Предкризисное развитие

Начало 90-х годов для РМКК, как и для многих других латвийских предприятий, было очень тяжелым. Развал Союза, волна приватизации, резкая деградация сельского хозяйства. В резекненских магазинах наконец-то появилась сгущенка, но местный рынок оказался очень мал для РМКК. Отношения же с Россией, Украиной и среднеазиатскими республиками все ухудшались. Кроме того, прибавились проблемы с отоплением. ТЭЦ, ранее принадлежавшая городу, перешла к РМКК, а с ней и обязанность отапливать жилые дома Северного района. Жители и предприятия Северного района платить за полученное тепло не спешили и задолжали комбинату более 300 тысяч Ls.

Несмотря на все трудности переходного периода, Резекненский МКК выжил. Продукция комбината вновь стала экспортироваться в Россию и страны СНГ. Были найдены покупатели сгущенки в Швеции, Израиле, Голландии и даже США. Крупнейшими акционерами комбината стали бывший вице-президент Latvijas Unibanka Гунар Клинджанс, президент РМКК Анатолий Туч и вице-президент РМКК Станислав Каупер.

В 1998 году на международной выставке ИНПРОДТОРГ-98 в Москве РМКК получил две медали: золотую — за масло "Крестьянское", а бронзовую — за сгущенное молоко с добавками. Казалось, дела шли в гору… Но тут грянул российский кризис. По роковому стечению обстоятельств именно перед началом кризиса Резекненский МКК отгрузил своим покупателям в России продукцию аж на 3 млн. Ls.

Постепенная ликвидация

Поначалу руководство РМКК делало весьма оптимистичные заявления: "Мы не отчаиваемся. Сокращать производство и количество работающих не собираемся. Мы работаем в полную силу и верим, что наша продукция нужна людям". Мало того, в ноябре того же 1998 года члены правления отправились в деловую поездку в Африку налаживать контакты.

Складывалось ощущение, что акционеры АО РМКК не замечали или не хотели замечать реального положения дел. Сгущенка продолжала выпускаться в прежнем объеме, работников действительно не увольняли и платили им зарплаты. Но денег из России резекненцы так и не дождались и, чтобы спасти производство, вновь было принято решение взять кредит в Latvijas Unibanka в размере 3 млн. Ls под залог основных средств. Руководство РМКК для того, чтобы рассчитаться с кредитором и поставщиками молока, в срочном порядке стало продавать здания, закрывать вспомогательные производства.

Сначала кануло в Лету производство конфет "Коровка", потом — казеина. Дальше — больше, и настал момент, когда РМКК перестал производить продукты из цельного молока. Через какое-то время город облетела весть, что на РМКК закрыто производство мороженого.

Печальный конец

И хотя май 2001 года стал первым месяцем после трехлетнего перерыва, когда предприятие отработало с прибылью в 4600 Ls, все мероприятия, направленные на спасение утопающего, не дали должного эффекта. 23 июля РМКК был объявлен неплатежеспособным. Да и о какой платежеспособности могла идти речь, если общая сумма долгов комбината составляла 4 052 065 Ls. Задолженность только перед поставщиками молока оказалась более четверти миллиона.

Можно себе представить, каким ударом для всех жителей Резекне, да и всей Латгалии, было закрытие знаменитой "молочки". Сколько людей остались без средств к существованию! Но буквально через месяц в прессе начала появляться информация о том, что якобы целых три фирмы, в том числе и из России и Украины, высказали намерение купить комбинат и возобновить его деятельность. Однако представители Latvijas Unibanka, распоряжающиеся теперь судьбой РМКК, сказали, что ни одна из фирм не была готова при покупке комбината заплатить долг крестьянам и поэтому договоренности о продаже с фирмами достигнуто не было.

В новом, 2002 году, события вокруг РМКК стали развиваться с невиданной быстротой. Представители Latvijas Unibanka заявили, что, скорее всего, РМКК придется продать по частям и, вероятно, крестьяне так и не смогут получить при- читающихся им денег за сданное молоко. В свою очередь крестьяне, недовольные таким поворотом дел, обратились с письмом к шведскому владельцу Unibanka — Skandinaviska Enskilda Banken. Неизвестно, как бы развивались события дальше, но на сцену вступило новое действующее лицо — Резекненская городская дума в лице мэра Юриса Зачеста.

Дума передумала

Как сообщает отдел общественных отношений думы, 11 февраля на заседании финансового комитета депутаты городской думы заслушали сообщение представителя РМКК Андрея Ермолаева о будущем предприятия и уполномочили председателя городской думы провести переговоры по поводу возобновления работы молочно-консервного комбината, а точнее, о приобретении производства РМКК. Весь февраль в думе шла напряженная работа по изучению ситуации, разработке бизнес- плана, заключению договоров с возможными руководителями предприятия, рассмотрению предложений кредитных учреждений по финансированию покупки (в качестве предполагаемой стоимости называется сумма в 1 млн. USD). Одновременно ведутся переговоры и с возможным покупателем ТЭЦ — фирмой Dinaz, предлагающей взять на себя производство пара и тепла для Северного района.

В общем, дело оставалось за депутатами, которые должны были решить судьбу резекненской "молочки". Но руководство города, поспешив с громкими заявлениями, в конце концов от своей затеи отказалось. Судьба РМКК до сих пор не определена. Очень бы не хотелось, чтобы дальнейшие события развивались по самому пессимистичному сценарию — завод разворуют и распродадут по частям…

Seko "Delfi" arī Instagram vai YouTube profilā – pievienojies, lai uzzinātu svarīgāko un interesantāko pirmais!