Foto: Lagron

Почти десять лет в Даугавпилсской крепости ведутся реставрационные работы. Уже восстановлены здание арт-центра имени Марка Ротко, Николаевские ворота и контргарды около Даугавы. Начиная с конца 2019 года реставрацию Инженерного арсенала Даугавпилсской крепости реализует объединение предприятий Lagron и Būvuzņēmums Restaurators. Представители реставрационной фирмы делятся своим опытом проведения восстановительных работ.

Даугавпилсская крепость – памятник архитектуры, построенный в первой половине 19 века, который является не только символом города, но и важным социальным объектом с мощным туристическим потенциалом. Поток туристов не прекращается даже в условиях пандемии коронавируса.

Первые реставрационные работы в крепости начались еще в 2012 году. Но на некоторое время из-за проблем с финансированием реставрация была заморожена и только в декабре 2019 года возобновились снова. С этого момента в проект включилось объединение предприятий Lagron и Būvuzņēmums Restaurators, выигравшее тендер. Заказчиком проекта выступила Даугавпилсская городская дума, автором проекта – архитектурное бюро Rem Pro.

Сейчас в крепости команда объединения предприятий Lagron и Būvuzņēmums Restaurators реализуют сразу три проекта: реставрацию инженерного арсенала, порохового склада и 7-го бастиона.

По словам директора компании Lagron Владимира Пучкова, проект стал вызовом, который строители бросили сами себе, потому что "на старте до конца не было ясности, с какими трудностями придется столкнуться".

Крыша разрушилась на 40%

С тех пор, как в 1993 году территорию крепости покинуло авиационное училище, обитавшее там 40 лет, многие объекты памятника архитектуры находись довольно в плачевном состоянии. Здания не обслуживались, что впоследствии привело к тому, что многие их конструктивные части полностью или частично разрушились. Больше всего это коснулось Инженерного арсенала, где повреждение крыши составляло около 40%.

"Проект реставрации был готов в 2018 году, но из-за проблем с финансированием, работы начались спустя почти 5 лет. За это время объекты крепости обветшали еще больше. Поэтому согласно проектно-сметной документации было запланировано одно, а по факту нас ожидал больший объем работ", – говорит Владимир Пучков.

Команда строителей разделила реализацию проекта на два этапа: работы по восстановлению конструктивных элементов и реставрационные работы.

"Первое, с чего мы начали – стали расчищать и демонтировать конструкцию крыши. Обнаружили, что верхняя часть стен – карнизы – были в ужасном состоянии. Наружные стены были отделены от внутренних сводов, и это стало серьезной проблемой, на решение которой пришлось потратить не только много сил и времени, но и средств", – говорит руководитель проекта Алексей Дроздов.

Один из таких сводов разваливался на глазах. По выводам экспертов компании, причина крылась в том, что еще в процессе изначального строительства были допущены просчеты, которые и привели к тому, что свод просто отделялся от основного здания. Согласно, историческим документам, здание инженерного арсенала сдали в эксплуатацию еще в 1845 гг., и в 1860 году боковой корпус уже перестраивался, так как появилась такая же проблема со сводами.

Алексей Дроздов добавляет: "Мы нашли исторические стяжки, которым около 150 лет. Это говорит о том, что проблема со сводами была еще тогда. В советское время был построен контрфорс. Это кирпичное укрепление, которое поддерживает стены".

Строителей также ждали и другие проблемы с конструктивной частью. Из-за постоянного влияния неблагоприятных погодных условий и отсутствия крыши здание впитало влагу. Если внешне кирпичи могли казаться вполне "здоровыми", то при малейшем механическом взаимодействии стенки просто рассыпались. Также и пристройка к зданию, через которую заходили лошади – пандус или аппарель – была пропитана влагой, обросла мхом и другими биологическими культурами.

"Предусмотреть все эти моменты в проекте не представлялось возможным, если мы говорим о реставрации. Что-то возможно, но основной объем виден только тогда, когда начинаются работы на стройплощадке", – подытожил Владимир Пучков.

Фасаду вернули исторический облик

После того, как строители решил все вопросы, касающиеся конструктивной части, строители приступили к реставрационным работам. Согласно проекту, главный фасад должен был получится максимально близким к историческому оригиналу: заштукатуренный и покрашенный согласно колористике стиля ампир. В результате фасад приобрел свой аутентичный вид, на нем сохранилась историческая штукатурка, а также штукатурка времен СССР. Кроме того, строители восстановили в своем историческом облике все пилястры и карнизы фасада.

По фасаду консервируемого корпуса было меньше вопросов. Строители восстановили крышу, оконные арки и перемуровали места, где была разрушена кирпичная кладка. Там, где степень разрушения кладки была высокой, сделали перемазку пигментированной штукатуркой. Использовали специальный оттенок, чтобы максимально приблизиться к цвету кирпича. В итоге фасад приобрел красный цвет и эстетично выглядит вместе с консервируемым корпусом.

Фасад постоянно зеленел

Внутренняя реставрация проводилась в несколько этапов. Сразу восстановили поврежденные конструктивные части. Были перемурованы своды, оконные арки, лестница. Далее произведена очистка стен от бактерий и водорослей. Для этого использовался пар под давлением и специальный раствор воды с химическими добавками.

"Внутри здание было полностью зеленым от биологических культур. Мы его очистили. Но спустя две недели зелень снова вылезла наружу, но уже на главном фасаде. В один момент фасад полностью стал зеленым. Оказалось, что эти культуры поселились не только снаружи стен, но и глубоко внутри. В итоге нам пришлось очищать еще и фасад", – продолжает Алексей Дроздов.

Далее строители решали проблему повышенной влажности и сырости внутри здания. Дело в том, что вода остается в известковом растворе и может мигрировать по стенам. Испаряется оттуда десятилетиями.

Изначально было 17 вариантов внутренней отделки, и только 18-й был одобрен всеми: и авторами проекта, и заказчиком, и строителями. "Это долгий творческий процесс. Например, подобрать краску в цвет клюквы. Здесь нужно быть не просто строителем, но и немного художником. Но мы понимали, что цель оправдывает средства, и делали все, что от нас зависит", – говорит руководитель проекта.

Когда восстанавливались внутренние стены, было два важных момента. Нужно было законсервировать старый кирпич, чтобы в дальнейшем на музейные экспонаты с него не сыпалась кирпичная пыль. При этом необходимо было соблюсти баланс цвета, чтобы отделка не перетягивала на себя акценты с экспонатов, отмечают строители. Объединение предприятий Lagron и Būvuzņēmums Restaurators выбрал технологию, согласно которой сперва производилась перемазка всех сводов белой мелкозернистой известковой штукатуркой, а потом пигментация стен.

Аутентичность ворот удалось сохранить благодаря мху

У здания арсенала сохранились двое ворот. Они были перекошены и не открывались, не хватало составных частей. Строители двери починили, дополнили их недостающими элементами, но впоследствии им пришлось переделывать работы, так как ворота выглядели слишком ново. Нужно было искать старое дерево с определенными показателями влажности. Подходящую древесину отыскали в крепостном депозитариуме, еще часть сохранилась от крыши и порохового склада, добавляют строители.

Ворота обработали специальным составом: перетертым с черноземом мхом. По словам автора реставрационного раздела проекта Петериса Блумса, для таких работ подходит особый мох, который пришлось собирать в лесу. После того как дерево натиралось такой биокраской, оно приобретало зеленовато-серый оттенок. Именно такой древесина становится со временем от воздействия солнца и дождя.

"Вместе с моим коллегой Марисом Лидакой еще в середине 1990-ых гг., когда работали над реставрацией Вентспилсского замка, мы научились использовать лесной мох для ретуширования новых деревянных деталей. Другими современными методами невозможно добиться такого эффекта", – вспоминает Петерис Блумс.

Деревянные рамы и подоконники сохранились далеко не на всех окнах. Многие были в плохом состоянии. Изначально планировалось, что в наружных коробках будут вставляться новые деревянные рамы со стеклопакетами, но после обследования стало ясно, что внутри рамы сгнили и не подлежат реставрации. Кроме этого, была нарушена геометрия. Ввиду этого было принято совместное с авторами и заказчиком решение – наружные оконные коробки делать полностью новыми, а внутренние – реставрировать вместе с подоконниками.

Обнаружены уникальные находки

Строители за время реставрации нашли много самых разных находок, представляющих историческую ценность. Это подковы, пуговицы, штыки от винтовок, кирпичи с клеймами разных фабрик и даже собачей лапки. Были найдены саперские лопатки, прототип которых по неофициальных данным, изобретен именно здесь.

Много интересных вещей нашли во дворе. Когда сняли грунт, чтобы проложить коммуникации – обнаружили старинные каналы для отвода воды в очень хорошем состоянии. Строители их сохранили и покрыли гидроизоляцией.

Также во дворе обнаружили выгребную яму, исторический фундамент котельной, котел, оригинальную брусчатку. Фундамент был восстановлен, в центр засыпан грунт, и в будущем там планируется цветочная композиция.

Брусчатку нашли со всеми направляющими для движения карет, с ливневой канализацией. Ее расположение зафиксировали с помощью дрона, а позже выложили в том же месте, камешек к камешку, как это было изначально.

Seko "Delfi" arī Instagram vai YouTube profilā – pievienojies, lai uzzinātu svarīgāko un interesantāko pirmais!