Foto: Publicitātes foto

Новейшие данные о внутреннем валовом продукте (ВВП) Латвии позволяют думать, что зима прошла в целом успешно. Латвийская экономика в первом квартале этого года даже росла. Быстрая оценка Центрального статистического управления (ЦСУ) показывает, что ВВП в сравнимых ценах в первом квартале увеличился на сезонно скорректированные 0,5% в сравнении с последним кварталом 2022 года. Рост по отношению к первому кварталу прошлого года составил 0,7% – мы росли, но это совершенно не блестящий результат. Надо отметить, что экономике помог тот факт, что в первом квартале этого года на один рабочий день было больше – если исключить этот эффект, то экономика выросла лишь на 0,3%, отмечает главный экономист Swedbank Лива Зоргенфрейя.

Устойчивость ВВП даже кажется удивительной – счета зимой были большими, дороговизна жизни – высокой, к тому же в последнее время мы наблюдали слабое развитие экспорта. При этом данные ЦСУ свидетельствуют, что спад в размере 1,3% наблюдается в производственных отраслях, а в плане услуг зарегистрирован лишь несущественный прирост в размере 0,4%. Однако стремительно росли поступления с налогов на продукты (НДС, акцизный налог) – здесь получено на 8,2% больше, чем в прошлом году. Проведенная недавно ЦСУ ревизия данных также свидетельствует о том, что уже в конце прошлого года доходы с налогов на продукты были крупнее, чем показывали прежние подсчеты, и это даже существенно подняло всю оценку роста экономики в прошлом году. В свою очередь, ситуация во многих отраслях народного хозяйства вовсе не столь хорошая.

Обрабатывающая промышленность, вероятнее всего, показала спад – тем самым продолжилась нисходящая тенденция, которая наблюдается уже со второй половины прошлого года. Товарный экспорт также резко затормозил, а если убрать влияние повышения цен, то даже упал. Данные новейших опросов представляющих промышленность предпринимателей указывают на известную стабилизацию, но не свидетельствуют о скорой смене тенденции – экспортные заказы продолжают уменьшаться, хотя и не так быстро, как раньше. Согласно оценке предпринимателей также ухудшилась их конкурентоспособность и на местном, и – особенно – на внешних рынках.

Очень вероятно, что в первом квартале слабые результаты по-прежнему показывала строительная отрасль. В свою очередь, положительные результаты показывает производство электроэнергии – зимние наводнения способствовали производству электроэнергии гидроэлектростанциями, а снижение цен на газ – производству на станциях когенерации.

Зарегистрированный в сферах услуг рост в размере 0,4% скорее можно рассматривать как стагнацию. Очень вероятно, что в первом квартале был спад в оптовой торговле, которая зависит от потока товарного экспорта. Наблюдался спад грузопотока в портах и по железной дороге в транспортной отрасли, и хотя стремительно выросло количество пассажиров в аэропорту, в транспортной отрасли в целом вряд ли был зарегистрирован резкий рост. Прирост, но вероятнее всего – более медленный, чем в 2022 году, наблюдался в таких отраслях, как отдых и развлечения, общепит и расселение. В прошлом году эти отрасли все еще приходили в себя после кризиса Covid-19, поэтому рост был очень стремительным, а в этом году мы не увидим таких резких темпов.

В свою очередь, скорее всего, хорошо шли дела в сфере IT и других бизнес-услуг, о чем свидетельствуют данные по экспорту услуг. Скорее всего, и в розничной торговле зарегистрирован рост. Потребление в целом в последнее время было удивительно сильным. Тут помогли и не столь суровая зима, и поддержка государства, и тот факт, что рынок труда был устойчивым. К тому же за потребление в большой мере ответственна зажиточная часть общества, у которой имеются накопления или хотя бы более высокие доходы и представители которой и в кризис дороговизны жизни продолжали тратить.

Похоже на то, что латвийская экономика с середины прошлого года стоит на месте, хотя в плане цифр общую картину улучшают поступления налогов с продуктов. Зима пережита успешнее, чем мы опасались, и это хорошо, но будущее рисуется не в очень ярких цветах. Потреблению способствует тот факт, что ко второй половине года восстановится рост покупательной способности трудоустроенных благодаря тому, что зарплаты вновь будут расти быстрее инфляции. В свою очередь, прогнозы развития на рынках стран, являющихся торговыми партнерами, ухудшились, что означает уменьшение возможностей для наших экспортеров. Мы прогнозируем, что экономика в этом году вырастет на 0,6%, а в следующем году – лишь на 2,1%.

Seko "Delfi" arī Instagram vai YouTube profilā – pievienojies, lai uzzinātu svarīgāko un interesantāko pirmais!