Foto: LETA

Куда течет алкоголь после демарша Эстонии? Нужно ли Латвии белорусское электричество? Каких гастарбайтеров мы хотим? И каких инвесторов? Повысится ли плата за тепло? Заберут ли дотации пенсионеров на транспорт Риги? Поднимут ли необлагаемый минимум? Информацией на эти темы поделился министр экономики Ральф Немиро, который пришел в передачу "Действующие лица" на LR-4 ответить на вопросы ведущей Валентины Артеменко и журналиста портала Delfi Кристины Худенко.

Про долг и дотации Rīgas satiksme. Тут неординарная ситуация: RS была тенденциозно доведена до такого состояния... Государству приходится перенять траты, которые были слишком большими - 70-75 млн евро (долг RS, большая часть бюджета которой — дотации самоуправления, - прим. ред. )… В данном случае предприятие выполняло социальные функции. Но этот случай не помогает нам составить бюджет — эти деньги предполагалось использовать по-другому... Вопрос о том, сохранят ли после этого дотации пенсионерам и другим социальным группам, останется в ведении Рижской думы.

Про уменьшение платы за тепло. Этой зимой больше платить не будете, если ваша волость не пойдет в регулятор с просьбой повысить какие-то тарифы… Если нас поддержит правительство, то с 2021 года… главный тезис: все, кто утепляли или утеплят, будут платить за тепло меньше (за счет энергоэффективности), плюс не будут платить OIK. Чемпион по утеплению сегодня Лиепая — там люди показывают, что их счета после утепления снизились до 45%.

Про гастарбайтеров с зарплатой 200 евро. Работников не хватает в строительстве, сельском хозяйстве, розничной торговле, металлообработке, IT… Мы не хотим открывать неконтролируемый въезд для строителей, поэтому планируем связать их приезд с конкретными строительными проектами. Например, RailBaltic будет строиться 7-10 лет, после его завершения у приглашенных строителей закончится и возможность находиться в Латвии.

С розничной торговлей другая история. Торговые компании демонстрируют высокие прибыли, а своим кассирам хотят платить мало. Теперь они желают ввезти кассиров, которым можно платить еще меньше. Если человек зарабатывает 500 евро, а вместо него ввозят того, кто готов все делать за 200, мы с этим несогласны. И ставим вопрос солидарности: если у вас большая прибыль, но вы не хотите думать о своих рабочих, значит, проблема не в законодательстве, а в отношении работодателей.

Также с главой МВД Гиргенсом мы говорили о том, чтобы облагать рабочих регистрационной платой, а то все они тут "работают в отпуске", но мы-то видим, что они тут находятся постоянно - нужен контроль. Глава МВД уже предложил норматив.

Про привлекательность налогов в Латвии. У нас 0% на реинвестированную прибыль — это хорошо для бизнеса. Но на низкие зарплаты у нас очень большое налоговое бремя. Минэкономики говорит, что надо поднимать необлагаемый минимум — у нас он сильно ниже, чем в Литве и Эстонии. Мы видим позитивное фискальное влияние от этого в перспективе. Ведь сегодня многие, чтобы обойти налоги, платят в конверте — теневая экономика большая. Если минимум поднять, предприниматель заплатит чистыми, что выведет его из тени. А мы вернем эти деньги через НДС. Премьер-министр тоже видит такую возможность. Пока мы в начале переговоров - думаем о 430 евро (необлагаемом минимуме), а может, и выше.

Про инвесторов, которых Латвия хочет. Нас интересует, чтобы создавались рабочие места и развивались направления, связанные с экспортом и высокой добавленной стоимостью. Уж точно нельзя действовать, как с древесиной, у которой очень низкая добавленная стоимость — мы ее просто дарим.

Про инвесторов, которые хотят Латвию. Нет такого, чтобы никто сюда не приходил. В Лиепаю, Вентспилс, Валмиеру приходят. Новые заводы строятся. Конечно, мы не можем говорить о таком заводе, как VEFи Alfa, но мы таких и не хотим. Надо диверсифицировать наши инвестиции, чтобы не быть зависимыми от одной-двух стран…

Про проблемы с открытием счетов. Проблемы по открытию счетов в банках и финансированию есть. Но, говоря об инвесторах с Востока, то должны смотреть в глобальную политику. Если инвестор скрытно или явно имеет связь с санкциями, к сожалению, у нас нет права открыть ему счет. Но были случаи, что подобные проблемы возникали у много лет работающих в Латвии компаний — это совершенно неправильно. Будем решать.

Про экономические отношения с Россией. Сотрудничество происходит. Последние четыре года оно не падало динамично вниз, но после 2014 года, конечно, там есть снижение, что связано с санкциями.

Про экономические отношения с Украиной. Сотрудничество тоже есть. Но Украина тоже связана с 2014 годом. У них много обстоятельств на своей территории и много всяких бед…

Про электричество из Беларуси. Давайте поймем, что белорусского, американского или российского электричества у нас нет. Электричество — оно и есть электричество. Границы Беларуси и России связаны, России и Финляндии связаны, Финляндии и Эстонии связаны, Эстонии и Латвии связаны, Латвии и Литвы — тоже. Значит, электричество будет течь, даже если литовский рубеж закроется. Между Беларусью и Латвией связи по электросетям нет — есть только с Россией.

Если Литва национальным законом предусматривает закрытие рубежа, у нас будет падать емкость электричества... В Литве дефицит электричества — 80%. Если, несмотря на это, они закрывают рубеж, мы должны думать о себе - это приоритет номер один…

Про успешные отрасли Латвии. Первая — ICT (Information and communications technology), тут у нас экспорт больше, чем у Эстонии. Металлообработка: по всему миру продается оборудование, которое производят несколько компаний Латвии. Например, компания Peruza экспортирует по миру оборудование для переработки рыбы. В Лиепае и Вентспилсе у нас комплектуют и создают транспортные средства.

Про алкогольное "перетягивание каната" Латвии и Эстонии. Базировать экономику на налоговой разнице двух стран-соседок в ЕС — это нелогично. Три балтийские страны приняли решение, что будут все уравновешивать. Но в Эстонии поменялась политическая система — они решили отказаться от выравнивания, а мы были вынуждены реагировать... Сейчас алкоголь "течет" из Латвии в Эстонию, а из Эстонии — в Финляндию.

Про туристический налог в Риге. Мы это поддерживаем. Такие налоги есть почти везде.

Seko "Delfi" arī Instagram vai YouTube profilā – pievienojies, lai uzzinātu svarīgāko un interesantāko pirmais!