Foto: EPA/Scanpix/LETA
Добровольцы из Латвии постоянно объявляют сбор разного рода техники и средств защиты для украинской армии. Однако видно, что этих товаров на рынке очень мало. И не только их. Товары стратегического значения, от бронежилетов и касок до противотанковых и зенитных средств самообороны, также у нас в дефиците, сообщает программа Латвийского телевидения de facto.

На сегодняшний день Министерство обороны Латвии направило различные виды военной помощи украинской армии на общую сумму около 200 миллионов евро. Это почти треть оборонного бюджета Латвии.

Воевать за украинскую армию направились и девять добровольцев из нашей страны. С армейским опытом за плечами, но не армейской техникой. Ее не хватает не только волонтерам из Латвии. Каким-то образом удалось найти четыре комплекта бронежилетов и касок, чтобы защитить тех, кто сейчас в самых жарких местах. Остальное еще подыскиваются. Все это делается волонтерами и на пожертвования.

"Мы сказали, что не возражаем, что поддерживаем, зарегистрировали этих людей, которые туда уехали. И тогда вопрос, что еще мы для них сделали. Оказывается больше

ничего. Мы только пожелали счастливого пути", — говорит отставной генерал бригады Национальных вооруженных сил Гундарс Аболс.

Армейский бронежилет – стратегический товар, который можно приобрести только при содействии Министерства обороны. Но Министерство собирало и товары военного назначения в сотрудничестве с ziedot.lv, используя пожертвования населения Латвии. Около половины из семи миллионов пожертвованных денег пошли на нужды украинской армии.

"Если у нас есть зеленый свет от Минобороны, то мы оплачиваем счета, но непосредственно поставкой не занимаемся. Поставки осуществляют Министерство обороны Латвии или Посольство Украины в Латвии и получатель. Затем с другой стороны находится Национальная гвардия, или армия, или определенные отряды территориальной обороны", — объясняет руководитель ziedot.lv Рута Диманта.

Все доставляется на склад в Польше, откуда вывозится украинской армией. Однако этот вид товаров не может быть передан конкретному подразделению или даже людям, если они того пожелают. Минобороны, со своей стороны, не видит возможности поставлять снаряжение для волонтеров напрямую из Латвии.

"Если мы посмотрим на возможности получения оружия или как получить обмундирование, то один путь – действительно через украинскую армию, потому что украинская армия отвечает и за снабжение, содержание, жизнь и куда они направляют людей. Но мы знаем, что есть много разных частных или полу-частных каналов из других стран, где люди пытаются помочь Украине, и если у них есть какие-то связи, которые они могут их использовать", — говорит министр обороны Артис Пабрикс.

Список потребностей украинской армии длинный. Для того, чтобы сделать пожертвование, необходимый товар приходится искать во все более и более отдаленных странах. Включая товары, которые также можно приобрести гражданским путем. "Поверьте, дроны, ботинки, каски закончились по всей Европе, все магазины в Латвии, странах Балтии все распродали, и да, за продукт приходится бороться", — признается Рута Диманта.

Уже какое-то время бытовало мнение, что конвенциональная война вряд ли возможна, что отразилось на военной промышленности. Эта отрасль еще не успела перестроиться. Поэтому ограничены не только противотанковые средства, но и индивидуальное снаряжение, в том числе бронежилеты и каски, которых больше всего не хватает украинской армии.

"В любом случае мы вычистили все, что было, и не знаем [где взять] в непосредственной близости. Самое близкое, что сейчас еще было доступно на прошлой неделе – в Франции в наличии нескольких десятков. Остальное уже все выбрали. Что необходимо учитывать на будущее: все эти товары становятся дефицитными в начале войны. И, на мой взгляд, вопрос безопасности поставок актуален", — подчеркивает госсекретарь Минобороны Янис Гарисонс.

Это вовсе не означает, что склады национальных вооруженных сил Латвии опустели – армия по-прежнему готова экипировать больше людей, чем необходимо, уверяют в Минобороне. Однако возобновление резервов и закупка нового обмундирования потребует больше времени, чем раньше. Например, на тяжелую технику не три, а пять лет. Главные вызовы могут быть связаны именно с коллективной, а не индивидуальной экипировкой, что было в спросе и во время предыдущих военных конфликтов.

Seko "Delfi" arī Instagram vai YouTube profilā – pievienojies, lai uzzinātu svarīgāko un interesantāko pirmais!