Фото: LETA
С начала марта в Рижском заливе на якорной стоянке Рижского Свободного порта, на рейде стоит судно с 55 тысячами тонн хлористого калия на борту, сообщает программа Латвийского телевидения de facto.

Указанный груз минеральных удобрений принадлежит компании, подпадающей под действие санкций Евроcоюза, введенных в отношении России. В отличие от других минеральных удобрений, попавших под санкции и которые начали экспортироваться после решения Государственной службы среды, в этом случае служба не планирует действовать подобным образом.

В начале лета экипаж судна обратился за помощью: у них закончилось топливо, питьевая вода, накопились отходы. Грузовое судно не уходит в море, но ему нельзя и обратно в порт — груз хлорида калия принадлежит фирме, находящейся под санкциями, которые введены против российского бизнесмена Дмитрия Мазепина. И уже несколько месяцев различные учреждения не могут найти выход из сложившейся ситуации.

Примерно через неделю после вторжения России в Украину, в рижский порт из Санкт-Петербурга пришло частично загруженное судно Asian Majesty. На терминале Riga fertilizer terminal на судно был загружен хлористый калий. С 5 марта судно с грузом почти в 55 тысяч тонн минеральных удобрений находится в Рижском заливе, на якорной стоянке.

9 марта Евросоюз ввел санкции против приближеного к Кремлю Дмитрию Мазепину, под контролем которого находятся упомянутый терминал, а также зарегистрированная на Маврикии фирма United Fertilizers Comapany Limited, которой и принадлежит груз на судне. Заявленная стоимость груза составляет около 17 миллионов долларов США.

Разрешение покинуть рижский порт Asian Majesty попросил в мае этого года. Но Латвийская таможня отказывается выпускать судно.

"Судно как таковое не является санкционным, но владелец груза находится под санкциями. Именно на этом основании таможенная служба, выполняя свои обязанности, не допускает вывоза этого груза", - поясняет управляющий директор таможни Службы государственных доходов Раймондс Зукулс.

Владельцем судна является компания, зарегистрированная в Сингапуре, а к самому судну и его экипажу санкции не применяются. Оно могло бы покинуть территорию Латвии, если бы на нем не было специфического груза, который считается замороженным экономическим ресурсом.

В Государственной службы среды заявили, что в ее обязанности входит проверка судового топлива: в Балтийском море жесткие требования к качеству судового топлива по содержанию серы. В службе подчеркивают, что горение мазута вредно для окружающей среды, поэтому судно как можно быстрее должно уйти в море.

К середине лета вопросы снабжения "Asian Majesty" были решены, но с грузом минеральных удобрений - нет. В отличие от других случаев, этот груз ждет покупатель, не имеющий отношения к санкциям. А при реализации груза полученные средства в любом случае должны быть заморожены - для соблюдения цели санкций.

"И в отличие от других случаев, это не та ситуация, когда груз доставляется какому-то покупателю, а полученная сумма зачисляется на счет, который заморожен. В данном случае, исходя из имеющейся у нас информации, груз просто окажется на территории, принадлежащей другому лицу, находящемуся под санкциями, или в другом месте, находящемся в его распоряжении. Другими словами, нужно быть очень осторожным, чтобы убедиться, что есть причина для выпуска судна, можно ли найти исключения в правовых актах ЕС. Исключение узкое - экологическая безопасность, безопасность людей. Вопрос в том, применимо ли что-то из этого к нашему делу", — поясняет начальник Юридического управления МИД Кристине Лице.

Когда после введения санкций решали, что делать с опасным аммиаком в Вентспилсе или минеральными удобрениями (включая аммиачную селитру) в Рижском порту, Госслужба среды разрешила избавиться от них, не нарушая санкционного режима, аргументировав свое решение потенциальной опасностью для окружающей среды. Но теперь служба ничего подобного не планирует.

"Конечно, присутствие судна на рейде ухудшает состояние окружающей среды, но опасности для нее нет. Поэтому у общества, наверное, не должно быть повода для беспокойства, и служба тоже этим не занимается", — поясняет позицию службы ее глава Баклане Ансберга.

Сейчас работают над тем, что же делать с "Asian Majesty" с грузом, сразу пять учреждений – МИД, Госслужба среды, комиссия рынка финансов и капитала, СГД и Управление Рижского Свободного порта. Но конкретных сценариев и прогнозов пока нет.

Таможня предложила выгрузить груз на одном из складов в Евросоюзе. Но Рижский торговый терминал технически не может принять груз назад, поскольку его оборудование предназначено только для погрузки судов, а не для выгрузки на берег.

Дело с "Asian Majesty" - одно из самых сложных, которые на данный момент решается в Латвии в условиях санкций. Ни судно, ни груз не принадлежат компаниям, зарегистрированным в Латвии. Для них здесь нет банковских счетов и они не нацелены на сотрудничество.

Простой корабля уже мог стоить несколько миллионов долларов. Судовладелец обратился в службу Госдоходов с жалобой, попросив решения.

"Дополнительную сложность создает тот факт, что общение с судовладельцами очень затруднено. Владельцы не являются лицами под юрисдикцией Латвии. Пока нет информации от коллег-таможенников, что груз может быть выгружен в любом порту Евросоюза, где это технически возможно. Тогда груз будет заморожен, и судно сможет уйти", - отмечает Кристине Лице.

Но и без этого груза на территории портов в Риге и Вентспилсе остается много минеральных удобрений, принадлежащих зарегистрированным в Латвии компаниям, находящимся под санкциями ЕС. Так, в Вентспилсском порту по-прежнему находится более 52 тысяч тонн солей хлорида калия и около трех тысяч тонн излишек сжиженного аммиака, которые планируется вывозить танкерами. А в Рижском торговом порту - около 120 тысяч тонн различных минеральных удобрений.

Ранее ожидалось, что все опасные грузы должны покинуть латвийские порты в конце августа, напоминает передача.

Любуйтесь латвийской природой и следите за культурными событиями в нашем Instagram YouTube !