Foto: Shutterstock

Цены в магазинах и на тепло растут день ото дня. В августе инфляция в Латвии достигла 21,4% при средней в еврозоне 9,1%. Это второй показатель с конца. Доктор экономики, главный экономист Банка Латвии и доцент Латвийского Университета Олег Красноперов считает, что страна близка к пику инфляции. По его прогнозам, выше 25% вряд ли прыгнем.

На днях Банк Латвии дал прогноз, что средняя годовая инфляция может достичь 16,9%, в 2023 году - 9,2% в 2023 году и 3,4% в 2024 году. Ожидается, что латвийская экономика восстановится со второй половины следующего года, тогда инфляция спадет. Прогнозируется, что в 2024 году ВВП вырастет на 4,4%.

Олег Красноперов считает инфляцию главной проблема экономики Латвии сегодня. В интервью Delfi он подробно объясняет причину создавшейся ситуации. Мировые цены на продовольствие начали расти еще в 2020-2021 годах: пандемия наложила производственные ограничения, рвались цепочки международных поставок. Государства активно помогали жителям, а возможностей тратить было меньше — после снятия ограничений спрос на товары, услуги и энергию для производств резко возрос.

Цены также взвинтила война в Украине. На Россию с Украиной приходилась треть мирового экспорта пшеницы, а если эксперты видят риски, что экспорт снизится (даже если этого в итоге не случится), то цены сразу растут. В Латвии своего продовольствия хватает. Для страны этот кризис — возможность чуть-чуть заменить рынок Украины, но цены определяются глобальным рынком, в итоге они растут и для местных жителей.

Кроме того, в странах Балтии — высокий удельный вес энергетики и продовольствия в ежедневном потреблении большей части жителей. Значительную часть доходов люди тратят на продукты питания, да и без отопления здесь никуда, что в Южной Европе это не такой больной вопрос.

При этом инфляция у каждого жителя Латвии - своя. "Она зависит от персональной потребительской корзины, - поясняет Красноперов. - У людей с низкими доходами она гораздо выше, потому что большая часть их доходов уходит на оплату тепла, электричества и продуктов, а они подорожали больше всего. Есть товары и услуги — отдых, путешествия, развлечения, одежда — где инфляция сильно меньше 20%. Так получается средняя инфляция по стране".

И все же Красноперов смотрит на сегодняшнюю ситуацию с осторожным оптимизмом: "Инфляция хоть еще и растет, но не думаю, что превысит 25% — мы близки к самой высокой точке. Соответственно, уже в следующем году она начнет снижаться, а в конце 2024 года реально снова достичь показателя 2%, есть даже прогноз, что в конце 2024 года будет уже дефляция — снижение цен".

К таким выводам экономиста приводят рассуждения о природе рыночной экономики, где, нет ничего вечного. "К примеру, в апреле 2020 года цена на нефть вдруг так упала, что один день в штате Оклахома была отрицательной. Тогда весь латвийский твиттер писал, что годы стран-экспортеров нефти сочтены, энергия всегда будет бесплатной или очень дешевой, к тому же у нас "зеленый курс" — будем отказываться от ископаемого топлива… Два года спустя новые резкие изменения — цены рванули вверх. Мы снова думаем, что теперь они уйдут в небо, и притягиваем под это новые аргументы. И мы снова неправы — рынок приспособится. В случае резкого колебания велика вероятность того, что через какое-то время этот уровень снизится…"

Конечно, надо быть готовыми к тому, что война затянется, признает Красноперов. Тогда цены на энергоресурсы останутся на том же высоком уровне, но даже в этом случае инфляция постепенно сойдет на нет. Высокие цены на энергию и краткосрочная поддержка государства заставят даже самых упрямых обратиться к вопросу энергоэффективности — не топить улицу. Раньше люди считали, что проще покупать дешевую энергию.

Переход с газа на альтернативные источники может забуксовать экономику ЕС в краткосрочном периоде, но в долгосрочном — только способствовать более быстрому переходу на альтернативные источники энергии. Да и политическая ситуация когда-то изменится.

По мнению Красноперова, экономика Латвии достаточно перегрета: зарплаты растут, растет даже часть инфляции, которая не связана с энергоресурсами и продовольствием, цены в кафе и ресторанах держатся высокими, латвийские предприятия продают продукцию по высоким ценам, а люди покупают… Небольшая короткая рецессия была бы во благо - не позволила инфляции подняться еще выше.

Полный текст интервью с Олегом Красноперовым об азах кризисной экономики можно прочесть ЗДЕСЬ.

Seko "Delfi" arī Instagram vai YouTube profilā – pievienojies, lai uzzinātu svarīgāko un interesantāko pirmais!