Foto: PantherMedia/Scanpix

Четыре крупнейших банка Швеции Swedbank, Handelsbanken, Nordea и SEB за последние пять лет получили суммарную прибыль в размере 400 миллиардов шведских крон (32 млрд. латов). Специалист по международной экономике Хуберт Фромлет объясняет, как шведские банки смогли заработать такую прибыль в годы финансового кризиса.

Как объясняется в материале, опубликованном на русской версии сайта Шведского радио, это произошло во многом благодаря ипотечным ссудам, выданным жителям Швеции. На этой неделе в финансовых отчетах за третий квартал банки снова показывают миллиардные прибыли. И это происходит в Европе, отягощенной как финансовым, так и банковским кризисом. В чем уникальность шведских банков, поясняет профессор экономики.

Специалист по международной экономике профессор Университета имени Линнея Хуберт Фромлет (Hubert Fromlet) считает положение шведских банков уникальным среди стран Евросоюза:

- Во-первых, шведские банки не были прямо связаны с кризисом в Греции и поэтому их проблемы со списанием долгов были весьма ограничены. Во-вторых, у нас в Швеции по-прежнему наблюдается довольно хорошее развитие кредитного рынка. Таким образом, шведские банки не находятся в зоне риска, что, в свою очередь, приносит хорошие результаты, что мы и видим сейчас в их финансовых отчетах.

Названные причины не являются единственным объяснением высоких прибылей шведских банков, добавляет Хуберт Фромлет:

- Шведские банки эффективно управляются, к тому же они провели значительное сокращение штатов. Это повысило их рентабельность. Вообще мы в Швеции постоянно "охотимся", так сказать, за снижением расходов. В этом отношении у нас, возможно, более жесткие требования, чем в других странах, - говорит профессор.

Шведские банки, другими словами, являются одними из самых прибыльных в Европе. Вопрос, однако, в том, не происходит ли это за счет клиентов? Согласно шведскому "Индексу качества", опубликованному в начале октября, клиенты банков не всегда довольны предоставляемыми им услугами. Меньше всего довольны клиенты одного из крупнейших банков, Нордеа (Nordea). Должны ли мы, как клиенты, радоваться, что у наших банков дела идут хорошо? Или, наоборот, огорчаться?

- И то, и другое возможно. Клиенты банков, берущие ссуды, несут на себе бремя выплат процентов. И это тяжелая ноша. С другой стороны, об уровне этих процентов можно со своим и другими банками вести переговоры, торговаться с банком, пытаясь снизить эти проценты. С другой стороны, можно сказать, что клиентов, конечно, раздражают выплаты высоких бонусов или премий банкирам.

Этой ситуацией: большой разницей в процентах (за счет которой и наживаются банки) и высокими бонусами были недовольны два министра - министр финансов Андерс Борг (Anders Borg) и министр финансового рынка Петер Норман (Peter Norman).

Однако это недовольство министров не произвело особого впечатления на банки, говорит профессор Хуберт Фромлет:

- Нет, насколько я вижу. По-прежнему, разница между теми процентами, которые банки платят, и теми процентами, которые они берут с нас, своих клиентов, довольно велика. Это и ведет к прибылям банков. Но смотреть на их деятельность можно либо глазами потребителей - и тогда их прибыли кажутся слишком высокими. А можно смотреть и с точки зрения состояния окружающего мира. И тогда ясно, что до стабильности в нашем окружении далеко, и поэтому не так уж плохо иметь стабильные банки, - подводит итог профессор.

Seko "Delfi" arī Instagram vai YouTube profilā – pievienojies, lai uzzinātu svarīgāko un interesantāko pirmais!