Foto: Unsplash
Рост инфляции — и попытка центробанков его обуздать, — ударили и по накоплениям жителей Латвии на втором пенсионном уровне. Причем в конце марта самые большие потери (за 12 месяцев) оказались у консервативных пенсионных планов, которые традиционно считаются наименее рискованными, и цель которых проста — сберечь деньги. Что нужно знать, чтобы не сделать ошибок — в обзоре Rus.LSM.lv.

В статье говорится, что консервативных планах пенсию копит примерно каждый пятый участник пенсионной системы второго уровня — или 281 тысяча человек из общего числа в 1,3 млн. Хотя цель консервативных планов — сберечь накопления, а выбирают их те, кто не готов идти на риск своими деньгами, за последние 12 месяцев больше всего потеряли именно те, кто не хотел рисковать. То есть те потенциальные пенсионеры, кто выбрал консервативные планы.

Так, результаты консервативного плана Swedbank (лидер сегмента по числу участников) — минус 9,29%, а у максимально рискованного Dinamika Indekss — минус 7,22% (Swedbank не ответил на вопросы Rus.LSM.lv.)

Как можно убедиться на портале manapensija.lv, это не частный случай, а общая тенденция. За последний год (на 21 марта) у большинства консервативных планов результат — минус 7-9%, у большинства активных (в группе вкладывающих в акции до 100% средств) — минус 6-7%. Более того, на 21 марта все без исключения консервативные планы показывают минус и по результатам за последние 5 лет.

Участники рынка называют несколько причин. О том, почему консервативные планы упали сильнее активных. Это уместный вопрос, и ситуация действительно необычная, сказал Rus.LSM.lv глава Indexo Валдис Сикснис.

"На моей памяти нынешнее повышение процентных ставок центробанками, которые борются с инфляцией — рекордно быстрое. И оно создало большую волатильность на рынках облигаций (основной элемент, куда вкладываются накопления будущих пенсионеров при выборе консервативного плана). Например, по Bloomberg European Bond Index и прочим видны самые резкие колебания за последние десятилетия. Если ранее самые большие падения индексов облигаций были на 4-5% за год, то теперь мы видим падения на 13-15%. Я такого не помню за всю свою жизнь", — сообщил глава Indexo Валдис Сикснис.

Когда центробанки повышают процентные ставки, брать в долг становится все дороже, и облигации — и государственные, и частные — эмитируются со все более высокими процентными ставками (например, любой может купить латвийские государственные облигации тут, доходность вложения на год — 3,5%. Еще несколько лет назад она была около нуля). Из-за этого выпущенные ранее облигации (за которые инвестор получит меньший процент, установленный в момент их выпуска) становится менее привлекательными, и дешевеют. Соответственно, в минус уходят и те пенсионные планы (в первую очередь — консервативные), которые как раз в эти ценные бумаги инвестировали.

Казалось бы, пенсионные планы могли бы держать деньги на депозитах. Однако эта возможность потеряла смысл в последние 8 лет, когда ставки по денежным вкладам были около нуля или даже негативными.

"В период негативных ставок практически исчез целый класс вложений, — говорит глава INVL Asset Management Андрей Мартынов. — Инструменты денежного рынка — краткосрочные и долгосрочные депозиты, межбанковские займы, вклады в центробанках, и так далее — ранее хорошо обеспечивали надежность и сохранность средств, в том числе в пенсионных планах. Но в последние 8 лет они пропали, про них все забыли. Но банкиры также забыли сказать клиентам, что "консервативные" в кавычках пенсионные планы в такой ситуации — уже не особо консервативные, и имеют полный букет рисков".

В теории, когда центробанки снова снизят ставки — консервативные планы снова должны вырасти. Но когда и насколько они вырастут — неясно. "Лично я не думаю, что в этом году в мире победят инфляцию. Кроме того, по доходности долгосрочных облигаций мы видим: рынки не верят, что центробанки будут и дальше повышать ставки и бороться с инфляцией. У рынка есть подозрения, что из-за резкого роста ставок уже образуются предкризисные ситуации (в банковском секторе)", — считает Андрей Мартынов.

Прогнозы — дело неблагодарное, соглашается Валдис Сикснис. По его словам, с точки зрения борьбы с инфляцией, центробанки должны сохранять темп повышения ставок. Но с учетом событий последних дней (проблемы банков в США и Швейцарии), центробанки оказываются уже перед другой дилеммой: с одной стороны — борьба с инфляцией (и, следовательно, повышение ставок), с другой — стабильность финансовой системы. Какой выбор сделают центробанки — трудно сказать.

"В то же время ставки [по кредитам в евро] Euribor на уровне 2-3% — это долгосрочная историческая норма, а недавние минус 0,5% — не норма. Не думаю, что мы вернемся к минус 0,5% и в принципе к негативным ставкам", — говорит Сикснис.

Более подробно разбор о консервативных пенсионных планах читайте на rus.lsm.lv

Seko "Delfi" arī Instagram vai YouTube profilā – pievienojies, lai uzzinātu svarīgāko un interesantāko pirmais!