Foto: LETA

В ноябре 2022 года компании Sadales tīkls и Augstsprieguma tīkls представили проект новых тарифов, согласно которому подключение и подача электроэнергии для клиентов в Латвии резко вырастет. Обе компании государственные, обе работают с прибылью. Если им нужны средства - почему не продать часть акций на бирже вместо того, чтобы перекладывать расходы на население страны? И может ли продажа госкомпаний в принципе помочь экономике страны?

В том, что госкомпании выходят на фондовый рынок, продавая часть своих акций, нет ничего необычного. По этому пути пошли литовская Ignitis grupe и эстонский Enefit. Их латвийский аналог, Latvenergo, на биржу не собирается. Нет озвученных планов по IPО и у airBaltic. Однако опыт Литвы и Эстонии показывает, что присутствие госкомпаний на фондовом рынке дает немало преимуществ: оно идет на пользу как самим компаниям (они получают средства на развитие и вынуждены становиться более "прозрачными"), так и инвестиционному климату в стране.

Delfi поговорил с экспертами о том, какую роль госкомпании играют в экономике Латвии, и нет ли смысла в том, чтобы продать хотя бы небольшие доли их капитала для разгона экономики. Экс-министр экономики Даниэл Павлютс поддерживает идею вывода госкомпаний на биржу, но считает, что для продажи airBaltic сейчас неподходящий момент. Управляющий пенсионными планами INVL Asset management Андрей Мартынов уверен, что бизнес-модель airBaltic себя исчерпала. Глава Центра межведомственной координации Петерис Вилкс считает, что госкомпании должны постепенно выходить на биржу - и airBaltic, выпустив облигации, стал ближе к IPO.

  • Что вообще происходит с госпредприятиями и какова доля государства в экономике Латвии? 
  • Сколько можно выручить, если продать хотя бы 10% от стоимости госкомпаний?
  • Почему литовские и эстонские госкомпании выходят на IPO, а латвийские нет?
  • Можно ли перезапустить экономику с помощью IPO Latvenergo?
  • Нужно ли государству продавать убыточный airBaltic?

Госкапитализм по-латвийски

Латвийское государство имеет долю в 85 предприятиях, причем 66 из них владеет напрямую (100% капитала). На госпредприятиях работают почти 47 000 работников, или более 5% от трудоспособного населения. Общая стоимость всех долей государства в 2020 году составляла 10,6 млрд евро. В том же году госпредприятия внесли в госбюджет дивиденды на сумму 220 млн евро. Для сравнения: общие доходы бюджета в 2022 должны составить 10,6 млрд евро. Помимо этого, почти 20% населения Латвии состоит на госслужбе (всего 25%). Словом, влияние государства на экономику велико. Хорошо это или плохо?

Lai turpinātu lasīt, iegādājies abonementu.

Lūdzu, uzgaidi!

Pielāgojam Tev piemērotāko abonēšanas piedāvājumu...

Loading...

Abonēšanas piedāvājums nav redzams? Lūdzu, izslēdz reklāmu bloķētāju vai pārlādē lapu.
Jautājumu gadījumā raksti konts@delfi.lv

Seko "Delfi" arī Instagram vai YouTube profilā – pievienojies, lai uzzinātu svarīgāko un interesantāko pirmais!