Фото: Pixabay

Центральное статистическое управление (ЦСУ) сообщило, что потребительские цены в марте этого года по сравнению с мартом 2021 года выросли на 11,5%. Банковские аналитики прогнозируют, что к началу лета инфляция приблизится уже к 15%. Дорожают практически все товары и услуги, но более всего - продукты питания, транспорт, жилье. Латвия, по мнению экономистов, еще не в полной мере ощутила повышение цен на энергоресурсы - пик придется на осень, когда вновь подключат отопление. Военное вторжение России в Украину существенно скорректирует инфляционную динамику, прогнозируют банковские аналитики.

Банк Латвии: эффект роста цен на энергоресурсы - еще впереди

Иева Опмане, экономист Банка Латвии, объясняет, что, учитывая потрясения, которые испытала Европа после вторжения России в Украину, первая волна инфляции, обрушившаяся на Латвию в марте, была довольно скромной — лишь немного выше, чем инфляция в предыдущие месяцы.

В результате боевых действий и санкций во всем мире выросли цены на энергоресурсы и продукты питания, и аналогичные тенденции роста цен можно наблюдать в Латвии. Опмане поясняет, что стремительный переход мировых цен к тому, что видно на ценниках в Латвии, лучше всего проявляется в росте цен на топливо и росте цен на товары, в поставках которых Россия или Украина играют относительно важную роль.

Однако, по словам Опмане, по мере роста цен на сырье и стоимость доставки цены продолжат расти в ближайшие месяцы. Кроме того, в таких сферах как теплоснабжение, электроэнергия и другие, в которых изменение цен регулируется или действуют тарифы с фиксированной ценой в течение определенного периода времени, повышение цен ощущается с задержкой, подчеркнула Омпане. Этот эффект еще не дошел до Латвии в полной мере.

Банк Латвии проанализировал несколько сценариев дальнейшего развития инфляции в Латвии. К сожалению, ни один из них не дает более оптимистичного прогноза, чем базовый прогноз Банка Латвии, согласно которому инфляция в 2022 году составит 9,5%, добавляет Опмане.

SEB banka: рост цен обгонит рост зарплат

Дайнис Гашпуйтис, экономист SEB banka, объясняет, что в марте продукты питания, транспорт и жилье были основными факторами инфляции, на которые приходилось 9,1 процентных пункта от общей инфляции. Инфляция сейчас является чрезвычайно сложной комбинацией, поскольку цены на энергоресурсы и продукты питания резко растут одновременно, что еще больше снижает покупательную способность людей. Гашпуйтис прогнозирует, что среднегодовая инфляция в этом году составит 9,2%.

Экономист указывает, что неопределенность вокруг дальнейшего хода войны в Украине и политических решений существенно скорректирует инфляционную динамику в ближайшие месяцы. Негативное влияние высоких цен на энергоресурсы в начале года было смягчено благоприятными погодными условиями, которые ограничили рост счетов, но осенью этот вопрос вновь станет более острым. Устойчиво высокие цены на энергоносители снижают вторичные эффекты и усугубляют рост цен в других группах потребления. Поток инфляции становится все шире.

Усиливаются и условия для дальнейшего и чрезвычайного роста цен на продукты питания, сообщает Гашпуйтис. Однако, учитывая огромное количество факторов, влияющих на цены на продовольствие, в том числе влияние погоды на урожайность, диапазон прогнозов роста очень широк. Кроме того, еще большее значение в этих условиях будет иметь потребительская корзина каждого отдельного человека.

Экономист прогнозирует, что заработная плата в этом году продолжит расти достаточно быстрыми темпами — на 6,5%, но рост цен в этом году ее обгонит, из-за чего упадет средняя покупательная способность. По его словам, это замедлит рост потребления, но никак не остановит его. В результате рост сбережений будет быстро замедляться, а количество людей, которые уже не смогут ничего откладывать или будут с трудом покрывать свои повседневные расходы, возрастет.

Поэтому, по словам Гашпуйтиса, государству необходимо своевременно подготовить меры по поддержке населения, учитывая различные сценарии развития. Адресные меры поддержки позволят эффективно использовать государственные финансы, но в некоторых сценариях могут также потребоваться общие меры поддержки для ограничения непропорционального увеличения расходов. Жители практически не имеют возможности влиять на рост цен, если не создают ажиотаж. Единственный инструмент — пересмотреть и скорректировать потребление, чем многим придется заняться в ближайшем будущем.

Инфляция в еврозоне ускорилась до 7,5% в марте, что является историческим максимумом. Гашпуйтис отмечает, что рост потребительских цен в марте был самым быстрым с 1999 года. Наиболее значимым фактором стал рост цен на энергоресурсы. Кроме того, рост цен производителей свидетельствует о том, что потребительские цены еще не достигли своего пика. Тем временем страны готовятся к различным сценариям, оценивают и внедряют механизмы поддержки. Bloomberg сообщает, что в этом году потребители энергии в еврозоне столкнутся с шоком в объеме 230 миллиардов евро. Увеличение расходов на отопление и электроэнергию для домохозяйств приведет к дополнительным расходам в размере 1,8% от валового внутреннего продукта (ВВП).

Исходя из рыночных позиций цены на нефть должны достичь пика во втором квартале, прогнозирует Гашпуйтис. Мировой рынок нефти может показать небольшой профицит во второй половине года, но неопределенность крайне высока, в основном за счет поставок из России. Таким образом, прогнозируемый небольшой профицит может легко превратиться в дефицит. Россия является крупнейшим в мире экспортером энергии, и сокращение поставок из России усилит ценовое давление.

Во избежание таких потрясений, которые подорвали бы мировую экономику, государства-члены Международного энергетического агентства будут координировать сокращение своих стратегических запасов нефти, которое является крупнейшим за его 47-летнюю историю, считает Гашпуйтис. Кроме того, война в Украине только усугубляет тенденции, наметившиеся во время пандемии Covid-19. Рецидив эпидемии может вновь усугубить и без того широко распространенные трудности в цепочках поставок. Международный валютный фонд указывает, что из-за роста транспортных расходов глобальная инфляция может вырасти еще на 1,5 процентных пункта в этом году, добавляет Гашпуйтис. По его словам, стоимость морских перевозок за последние 18 месяцев увеличилась в семь раз.

Citadele: такого роста цен не было с 1996 года

Экономист банка Citadele Мартиньш Аболиньш отмечает, что вторжение России в Украину вызвало еще более быстрый рост мировых цен на продукты питания, энергию и другое сырье, инфляция в Латвии впервые с 2008 года превысила 10%, а потребительские цены выросли на 3,3% в марте по сравнению с февралем. Это самый быстрый рост цен в Латвии с 1996 года, такого не наблюдалось даже в 2008 году.

Аналогичная ситуация наблюдалась в марте и в других европейских странах, а инфляция в еврозоне в целом достигла 7,5%. Инфляция и нехватка ресурсов, таких как металлы - это, безусловно, самые большие проблемы, стоящие сегодня перед экономикой Латвии и Европы, говорит аналитик. К сожалению, эта волна инфляции вряд ли закончится без рецессии, прогнозирует Аболиньш.

По его словам, очевидно, что инфляция в Латвии в этом году точно превысит 10%, а в начале лета инфляция в Латвии может приблизиться к 15%. Аболиньш отмечает, что сейчас нет оснований ожидать падения цен на продукты питания или энергоресурсы в мире. Латвия пока только немного ощутила влияние роста цен на природный газ. Текущие цены на природный газ примерно в пять раз выше прежних, а цены на теплоэнергию осенью наверняка вырастут, и правительству придется подумать о мерах поддержки населения. Война на Украине является важным фактором того, почему инфляция в Латвии превысила 10%, но ценовое давление ощущалось и раньше – в феврале инфляция цен производителей в Латвии превысила 25%.

Инфляция также является политической проблемой в Соединенных Штатах и ​​Европе, и существует растущее давление с целью ее ограничения, сообщает Аболиньш. Федеральная резервная система США уже начала повышать процентные ставки, и финансовые рынки все чаще ожидают повышения процентных ставок и в еврозоне. Целью повышения ставок является сдерживание спроса, а на практике это очень часто означает спад в экономике. При этом Аболиньш добавляет, что это не традиционный экономический спад и ситуация точно не похожа на 2008 или 2020 год.

Luminor Bank: на финансовых рынках опасения растут с каждым часом

Экономист Luminor Bank Петерис Страутиньш также считает, что, к сожалению, прежде чем станет лучше, ситуация ухудшится. Об этом свидетельствуют как рост стоимости импорта, так и взрыв инфляционных ожиданий в сознании самих людей.

Страутиньш сообщает, что в списке групп товаров и услуг, вызывающих рост инфляции, сильно преобладают продукты питания, транспорт и жилье, на которые приходится четыре пятых общего роста цен. Однако инфляция в других товарных группах как минимум в два раза выше, чем год назад, и рост цен становится все более массовым.

Страутиньш объясняет, что такие статьи расходов, как бытовая техника, здравоохранение, отдых и культура и другие, растут как потому, что на них также влияют цены на сырье, так и потому, что у продавцов появляется более сильное ощущение, что цены можно повышать и наказания за это не последует. Поэтому товары, на которые цены долгое время снижались, тоже дорожают.

Например, цены на бытовую технику снизились в среднем на 1,7% в 2005-2021 годах, они падали даже в безумии экономического перегрева в 2007-2008 годах. Сейчас годовая инфляция в этой категории товаров достигла 5,8%.

Рост стоимости рабочей силы также важен, объясняет Страутиньш. В конце прошлого года темпы роста заработной платы превысили 12%, что является самым быстрым темпом роста с лета 2008 года. Несмотря на рост инфляции, в прошлом году все же наблюдался очень здоровый рост реальной заработной платы. В этом изменения покупательной способности, скорее всего, будут отрицательными, прогнозирует экономист. То есть, рост зарплат не перекроет рост цен.

Аналитик объясняет, что как в Латвии, так и в мире ожидания ценовой стабильности стремительно снижаются – это очень хорошо видно по опросам потребителей и деловых настроений. Но ярче всего это видно на финансовых рынках, где опасения по поводу инфляции растут с каждым часом и минутой. Средние инфляционные ожидания Германии на следующие два года все еще были ниже 2% в январе, но сейчас достигли 5,56%. Ожидаемый средний темп роста цен в США в ближайшие 10 лет составил 2,8% по сравнению с 1,8% на конец года. Ожидания средней инфляции в ближайшие 10 лет почти такие же, это самый высокий уровень в этом столетии.

Для Латвии таких прогнозов нет, так как финансовые рынки менее развиты, но Страутиньш предполагает, что рост цен в нашей стране будет примерно на один процентный пункт быстрее, чем в Германии.

Инфляционные ожидания полностью завладели умами людей, признает экономист. Индекс экономических настроений (ESI) показывает, что в Европейском Союзе до сих пор были самые сильные ожидания роста цен как среди потребителей, так и во всех секторах экономики. В Латвии самые высокие инфляционные ожидания за все время наблюдаются в промышленности, розничной торговле и строительстве. В сфере услуг и среди потребителей они все еще отстают от рекорда, но с февраля тоже наблюдается шокирующе резкий рост пессимистических настроений.

Денег в Латвии больше, чем когда-либо прежде, но рост цен есть и будет стремительным, признает Страутиньш. Экономист согласен с Банком Латвии, что средняя инфляция в этом году может приблизиться к 10%, но веер правдоподобных сценариев очень широк. Это может быть связано с ценами на сырьевые товары, которые движутся далеко не в одном направлении, например, цены на нефть упали на 16% в пересчете на евро за две недели, в то время как индекс цен на продукты питания S&P в течение последнего месяца оставался стабильным.

Страутиньш подчеркивает, что на инфляцию могут повлиять и политические решения – например, решение помочь домохозяйствам субсидиями или льготами в связи с ростом цен на энергоресурсы. На данный момент сигналы от политиков говорят о том, что скоро будет реализован второй вариант. По мнению Страутиньша, тогда исчезнет важное обстоятельство, которое удерживало инфляцию в Латвии на более низких отметках, чем в Литве и Эстонии, где годовая инфляция в марте превысила 15%.

"Инфляционный джинн выпущен из бутылки и вернуть его будет непросто. Инфляционные ожидания могут быть сломлены экономическим кризисом с рецессией и высокой безработицей. Более приятным сценарием было бы длительное и резкое падение цен на сырье , и это, безусловно, тоже возможно", — говорит Страутиньш.

"Что случится, например, если закончится война на Украине, на рынок выйдет сланцевая нефть, Иран и Венесуэла вернут себе свободный доступ к рынку? Результатом, вероятно, будет падение цен, как в конце 2014 года. Но пока это сладкие мечты, и в ближайшие месяцы ожидается дальнейший рост инфляции", — подытожил Страутиньш.

Swedbank: война ограничивает присутствие на рынке зерновых

Экономист Swedbank Лаура Орлеане также признает, что война на Украине и санкции продолжают способствовать росту цен в Латвии. Пока это в основном отражается в инфляции цен на топливо, но все чаще потребители будут фиксировать рост цен и на другин товары и услуги.

Основным драйвером роста цен в марте стали продукты питания, цен на которые выросли на 15% в годовом исчислении. Высокий уровень цен в Латвии сейчас в большей степени определяется событиями второй половины 2021 года, когда уже наблюдались значительный рост себестоимости продукции и неблагоприятные погодные условия ограничили прошлогодний урожай, а не последствия войны и санкций.

Орлеане поясняет, что Россия и Украина являются крупными игроками на мировом продовольственном рынке и что продолжающиеся боевые действия и санкции уже начинают ограничивать наличие на рынке различных зерновых и масличных культур, и есть опасения, что это повлияет на поставки в будущем. В результате санкций рост цен на удобрения, топливо, продовольственное и кормовое сырье, а также дефицит некоторых видов сырья будут способствовать дальнейшему росту цен на продукты питания в мире, а, следовательно, и в Латвии.

Вторым по значимости фактором инфляции в марте стали транспортные расходы, которые выросли на 22,9%. Цены на топливо выросли на 43,3% в годовом исчислении. Цены на топливо в Латвии следуют за мировыми ценами на нефть с небольшим отставанием, отмечает экономист. Опасения по поводу спроса со стороны Китая и объявление США и другими членами Международной энергетической ассоциации о высвобождении стратегических запасов нефти в течение следующих шести месяцев подтолкнули мировые цены на нефть к отметке в 100 долларам за баррель в начале апреля. Из-за ослабления евро по отношению к доллару США стоимость нефти в пересчете на евро снижалась медленнее.

Учитывая высокий уровень неопределенности в отношении будущих событий, цена на нефть резко колебалась в последние месяцы, и нельзя исключать дальнейшего роста цен, отмечает Орлеане. Такая ситуация может возникнуть, если, например, снижение экспорта нефти из России будет более значительным, чем прогнозировали рынки, и если санкции будут более широко применяться к российской нефти.

В марте в нескольких городах Латвии были повышены тарифы на тепловую энергию. В марте цены на природный газ и электроэнергию выросли в среднем примерно на 60% за месяц. В результате связанные с жильем расходы в Латвии увеличились на 14,5% и составили около одной пятой инфляции. В годовом исчислении итоговая цена газа, учтенная в инфляции для физических лиц, увеличилась почти на 70%, цена тепловой энергии - почти на 30%, а цена электроэнергии снизилась на 4,9%. Орлеане отмечает, что растущая роль тарифов на коммунальные услуги в инфляции по-прежнему сдерживается государственной поддержкой домохозяйств. Без него рост уровня цен был бы еще более впечатляющим и удар по кошельку жителей был бы еще сильнее.

Инфляция происходит повсюду, объясняет Орлеане. В еврозоне средний уровень потребительских цен в марте вырос на 7,5%, что является историческим максимумом, и в результате войны и санкций в Украине цены продолжат расти в этом году. Хотя данных пока нет, аналитики прогнозируют, что инфляция в США, которая в феврале уже достигла 40-летнего максимума, в марте могла вырасти до 8,5%.

Экономист сообщает, что сейчас большое внимание уделяется центральным банкам — в целях сдерживания инфляции ожидается снижение поддержки монетарной политики как в США, так и в Европе в этом году. Однако рост постпандемической экономики начнет замедляться, если центральные банки слишком быстро нажмут на тормоза, негативные последствия для экономики могут быть слишком велики. Ожидается, что центральные банки, особенно в зоне евро, будут проявлять осторожность.

Пик инфляции в Латвии ожидается ближе к середине года. Во втором полугодии годовая инфляция будет сглажена базовыми эффектами предыдущего года. Swedbank прогнозирует, что средняя инфляция в Латвии в 2022 году составит около 10%, но в 2023 году она ослабнет и снизится до 3,5%.

Любуйтесь латвийской природой и следите за культурными событиями в нашем Instagram YouTube !