Foto: Arno Mikkor, DELFI.ee

Мы уже привыкли к евро и поняли, что существенной разницы нет: будет на деньгах изображен какой-то известный писатель или что-то абстрактное, это ничего не меняет. Поэтому многим жителям Эстонии безразлично, какие банкноты используются в обращении, рассказывает Хейдо Витсур, макроэкономист эстонского банка LHV.

Как введение евро повлияло на уровень цен в Эстонии?

Анализ показывает, что в конце 2010 года и в начале 2011 года рост цен был немного выше. Однако именно в связи с переходом на евро уровень инфляции повысился не более чем на 0,2-0,3%. Но есть исключение. Для определения уровня инфляции используется достаточно обширная корзина товаров и услуг. Когда мы смотрим по отдельным категориям товаров и услуг, то видим, что некоторые из них подорожали очень сильно. Но их повышение оказывает слабое влияние на общий индекс инфляции. В основном, речь идет об услугах. Заметно подорожали услуги кафе и ресторанов, парикмахерских, услуги по ремонту жилых помещений, транспортные услуги.

Но нельзя забывать о другом. Мы можем сколько угодно анализировать индекс потребительских цен, но мы все равно не сможем понять, произошло ли повышение цен после введения евро или в результате перехода на евро. А если цены выросли до вступления в еврозону, то мы точно не знаем, произошло ли это просто до введения евро или в ожидании введения евро. Но народ в Эстонии и во всех странах всегда обращает внимание на рост цен. И, например, в кафе некоторые цены выросли в несколько раз. Введение евро как бы создает пространство для повышения цен.

Тем не менее, в Латвии и в Эстонии в этом смысле ситуация отличается. В Эстонии после введения евро в номинале все стало в 15 раз дешевле. Люди плохо считают в уме, и предприниматели, конечно, этим воспользовались. В Латвии все наоборот, в номинале цены повысятся примерно в 1,5 раза. Поэтому люди будут смотреть на цены более осторожно.

Есть и такой аспект: человек, который за месяц зарабатывал 1000 латов, будет зарабатывать 1500 евро. Он ощущает себя более богатым. Трудно предугадать, какой из факторов окажется более сильным: повышение цен и "увеличение" зарплат. Это уже не экономика, а психология.

В таких маленьких странах, как Латвия и Эстония, вопрос используемой валюты не имеет значения. До последнего экономического кризиса роль евро была сильно преувеличена. Вспомним, например, Грецию, которой евро не помогло. Реальное экономическое развитие стран зависит не от используемой валюты, а от других факторов.

Например, до перехода на евро нам говорили, что мы получим больше иностранных инвестиций. Но не получили! Латвия получила.

Значит утверждение о том, что введение евро повышает инвестиционную привлекательность страны, в случае с Эстонией оказалось неверным?

Эстония теряет капитал. У нас наблюдается отток инвестиций. Однако, как я уже говорил, это вообще не связано с переходом на евро. Основную роль имеют другие факторы, и инвесторы не очень беспокоятся по поводу валюты. Главные факторы для инвесторов – это наличие рабочей силы, несколько других важных для инвестиций условий.

В Латвии общепринятая точка зрения такова, что в Эстонии условия для иностранных инвестором намного благоприятнее, чем у нас. Такая точка зрения расходится с реальным положением дел?

Производственные издержки у нас выше, зарплаты у нас выше, рабочей силы нет. Если работнику не предложить нормальную зарплату, то он уедет в Финляндию. Поэтому в Эстонии очень трудно начинать какое-то солидное производство. Рабочей силы просто нет. Особенно не хватает квалифицированной рабочей силы.

Вы говорите, что в Эстонии многим стало понятно, что введение евро ничего не меняет. В чем же тогда заключается смысл присоединения к еврозоне? Почему Эстония присоединилась к ней, почему Латвия присоединяется?

Тут проблема шире. Европейский союз старается создать единый рынок. Если во всех странах сохраняются разные валюты, то такой рынок единым называть нельзя. Если Европа не сможет создать единый рынок, подобный тому, что существует в США или в Китае, то конкурентоспособность Европы пострадает. Поэтому люди, которые разбираются в политике и экономике, говорят о идущих сейчас процессах федерализации Европы.

Вопрос: Может ли это означать, что вступая в еврозону, никаких существенных сиюминутных положительных эффектов страны не получают, а речь идет только о достижении каких-то значимых результатов в долгосрочной перспективе?

Нет, не получают. Только долгосрочная перспектива. Никаких гарантий того, что в долгосрочной перспективе эти результаты появятся, тоже нет. Но у Европы нет других вариантов. Если Европа объединяется, то у нас есть шанс. Если же объединения не будет, то любая отдельно взятая европейская страна слишком слаба, чтобы конкурировать даже с Россией, не говоря уже о США или Китае.

Создание еврозоны – это акция по спасению всех европейских стран. И у Латвии с Эстонией в этой ситуации не остается вариантов. У нас нет самостоятельной экономики.

Seko "Delfi" arī Instagram vai YouTube profilā – pievienojies, lai uzzinātu svarīgāko un interesantāko pirmais!