Байба Брусбарде. Структурные фонды – не золотая рыбка
Foto: Publicitātes foto
С 1957 года, когда Римский договор оформил создание Европейского экономического сообщества, одной из главных задач единой Европы стало сбалансированное развитие и поддержка экономической деятельности. Именно для того, чтобы добиться этой цели, и создана нынешняя система структурных фондов. Расширение ЕС в 2004 году только подчеркнуло важность общего роста: ведь цепь настолько прочна, насколько крепко ее самое слабое звено.
По доходам на одного жителя Люксембург сейчас в четыре раза богаче Латвии. Ирландия – втрое. Структурные фонды – главный инструмент, который в состоянии помочь преодолеть этот разрыв, однако их нужно использовать эффективно.

Период освоения фондов с 2014 по 2020 год близится к концу, и на реализацию проектов остается еще три года. Общее финансирование, которое Латвия могла получить в рамках различных программ, составляло более 7,6 млрд евро. Почти 60%, или 4,4 млрд были направлены на реализацию проектов Фонда когезии.
Сейчас Латвия может получить еще 264 млн евро в рамках нового инструмента REACT-EU, направленного на уменьшение последствий кризиса Covid-19. Инвестиции можно получить до конца 2023 года.
Байба Брусбарде
До 10 августа этого года Латвия демонстрировала умеренный прогресс: был получен 61% от доступного финансирования. Это 12-й результат в ЕС, который опережает средний уровень (56%). В течение последних недель Латвия приблизилась к Эстонии и Литве, но в целом соседи были более активными в использовании финансирования. Это заставляет задуматься в том числе и о том, почему во время кризиса ВВП Литвы и Эстонии снизился не так существенно, как в случае с Латвией.
График 1. 2014–2020 год: финансирование политики когезии по странам
При оценке качества инвестиций фондов ЕС нужно учитывать, что на период 2014-2020 года повлияли как геополитические события, так и пандемия. Проекты менялись, продлевались и перенаправлялись. Два больших проекта - "Второй этап развития корпуса А Клинической университетской больницы Паула Страдыня" и "Вторая очередь санации Инчукалнского гудронового пруда" - не без проблем, но все же движутся вперед. Другие крупные проекты - например, "Электрификация сети Latvijas dzelzceļš" или "Развитие трамвайной инфраструктуры Риги" были пересмотрены. Именно остановка проекта электрификации железной дороги и согласование проекта электропоездов являются самыми существенными причинами задержки плана инвестиций.
В начале периода Латвия была среди лидеров по освоению средств Фонда когезии. Однако недостаточная экономическая рациональность некоторых проектов заставила пересмотреть планы, и в 2020 году на фоне 15 стран, которым доступны средства фонда, Латвия выглядела слабо.
Байба Брусбарде
Тем не менее, период еще не завершился. К тому же неэффективные вложения лучше предотвратить, а не продолжать, а потом субсидировать из госбюджета.

Вклад еврофондов в рост ВВП Латвии в среднем оценивается на уровне 1-1,5% в год, и это высокий показатель на фоне ЕС. То есть это финансирование макроэкономически важно. Но нужно учитывать, что фонды ЕС все же были дополнительным средством стимулирования экономики. Похожие идеи встречаются в контексте увеличения долга в условиях дешевых кредитов: наберем побольше и на этом будем развивать экономику. И все же пример еврофондов показывает, что схема "чем больше денег – тем лучше" автоматически не работает. Важно содержание! Важна и нетерпимость к коррупции, и то, какова доля теневой экономики.

Все три страны Балтии в период с 2000 по 2018 годы получали фонды ЕС в похожих объемах. И все же ВВП на душу населения развивался разными темпами. То есть каждый шаг в росте благосостояния в Латвии достигается более крупным использованием фондов ЕС, чем у соседей (или наоборот – менее эффективным для общественного блага).
График 2. Платежи Фонда когезии и Фонда общей сельскохозяйственной политики в период с 2000 по 2018 годы, а также их использование

Источник: Еврокомиссия Historic EU payments , Eurostat; расчеты автора
Следующий аспект, о котором нужно упомянуть: для Латвии по-прежнему актуальны региональные различия. Согласно основным положениям Региональной политики, до 2027 года разницу в региональном ВВП с Ригой планируется снизить на 8 процентных пунктов по сравнению с показателями 2016 года. Это очень серьезный вызов, поскольку в последние годы рижский регион развивался почти вдвое быстрее, чем остальная Латвия. В некоторых крупных городах рост ВВП на жителя существенно отстает, а в Вентспилсе он вообще негативный.
График 3. Темп роста фактического ВВП в региональном разрезе (в процентах, в среднем в период 2011-2018)
График 4. Темп роста фактического ВВП в республиканских городах Латвии (в процентах, в среднем в период 2011-2018)
При этом крупнейшие вложения сделаны в центры национального значения. В период с 2014 по 2020 годы республиканским городам делегировали возможность выбирать проекты под свои специфические нужды. Таким образом, инвестиции из фондов ЕС в регионах есть, но они не всегда отражаются в темпах роста ВВП. Возможно, причина в структуре: какие проекты реализуются. В Латгале, например, вкладывают в дороги и в социальную сферу, но показатели созданных рабочих мест или объем привлеченных из частного нефинансовых инвестиций там низкие. То есть реализуется госзаказ, но активность частного сектора невысока.
График 5. Разделение вложений по целевой аудитории региональной политики
Подготовка к новому периоду распределения фондов ЕС (2021 –2027 годы) продолжается. После широких дискуссий с социальными партнерами уточняются планы, параллельно идут консультации с Еврокомиссией. Отдельные министерства по-прежнему спешат закончить разработку и согласование отраслевых планов: это условие для получения инвестиций. В новом периоде планирования учитывается преемственность, нет резких поворотов. И все же заметны перемены в стратегическом мышлении. Например, это касается роли железной дороги в сети общественных услуг. В целом план инвестиций стал более зеленым и умным, и это закономерно, поскольку он согласован с актуальными приоритетами ЕК.

Итак, фонды ЕС в Латвии есть. Но они не золотая рыбка, и расходование фондов само по себе деньги не несет. Пример восточных приграничных регионов показывает, что финансирование туда направляется, но полной отдачи нет.
В новом периоде планирования на реформы и экономическое развитие доступно более 8 млрд евро. Пик инвестиций ожидается в 2023-2024 годах.
Байба Брусбарде
Фонды влияют на экономику два раза: в краткосрочной перспективе (то есть в момент, когда средства поступают в экономику) и в долгосрочной (когда можно оценить рост). Для того, чтобы укрепить этот второй этап, важны эффективность вложений и бизнес-среда, направленная на привлечение инвестиций.
Источники:

  1. Romas līgums (EEK līgums) (europa.eu)
  2. Procentuālā daļa no ES-27, uz vienu iedzīvotāju (miljonos, pēc pirktspējas paritātes, pašreizējās cenas)
  3. Open Data Portal for the European Structural Investment Funds, European Commission
  4. ES fondi 2020. gadā tika pārstrukturēti 499 milj. eiro apmērā un papildus virssaistības tika uzņemtas 199 milj. eiro apmērā. Avots: Valdības apstiprinātā atbalsta apjoms Covid-19 seku mazināšanai; pieejams Piešķirto valsts budžeta līdzekļu sadalījums un izlietojums Covid-19 laikā | Finanšu ministrija (fm.gov.lv)
  5. Liela mēroga infrastruktūras projekti visbiežāk ir transporta un vides nozarēs, kā arī ieguldījumi enerģētikas, pētniecības, IKT un citās nozarēs. Kopējās attiecināmās izmaksas projektam, kas tiek apzīmēts kā "liels", parasti pārsniedz 50 miljonus euro, bet transporta un enerģētikas tīkliem — 75 miljonus euro.
  6. https://www.esfondi.lv/jaunumi/ar-eiropas-savienib...
  7. četru mazāk attīstīto plānošanas reģionu vidējais IKP uz vienu iedzīvotāju līmenis pret augstāk attīstīto plānošanas reģionu
Авторы проекта "Латвия 2030":
Даце Скрейя, Элисе Быкова, Карина Лашук, Ким Космачев, Лелде Петране, Аигарс Лаздинш, Микс Силиньш, Оскарс Дрегис, Наталия Шиндикова, Инга Чуевска, Патрикc Паулс Брикис, Жанете Хака, Янис Багатайс.
Содержание проекта создает редакция DELFI. Партнер проекта Европейcкая Комиссия не несет ответственности за любое возможное использование использованной в публикациях информации
Европейский союз
Фонд Когезии