Foto: Publicitātes foto
Растет количество влиятельных компаний мирового уровня, публично заявляющих о своем намерении достичь в ближайшем будущем целей климатической нейтральности и устойчивого развития – технологические компании Intel, Apple и Autodesk, лидер в сфере предметов интерьера Ikea и многие другие. Такое решение мотивировано как изменением потребительских привычек, так и ужесточением требований со стороны национальных властей и международных организаций. Но каково истинное значение целей климатической нейтральности и устойчивого бизнеса? Как компании снижают свое воздействие на окружающую среду и что можно подчерпнуть из хороших примеров?

Парижское соглашение в рамках Рамочной конвенции ООН об изменении климата, подписанное 196 странами в 2016 году, своей задачей ставит ограничить рост глобальной температуры до 1,5 – 2,0 градусов Цельсия сверх доиндустриального уровня. Чтобы достичь цели и не допустить повышения температуры более чем на 1,5 градуса Цельсия, во всех секторах мировой экономики потребуется резкое сокращение выбросов в течение следующих десяти лет.

Поэтому все больше предприятий активно работают над достижением целей устойчивого развития. В то же время надо признать, что большинство компаний недостаточно четко определили, как они будут выполнять свои обязательства в отношении климата – кто-то дает значительные обещания, а кто-то принимает меры, которые могут оказаться недостаточными. Существует несколько главных направлений, как компания может снизить свое воздействие на окружающую среду, и это тесно связано и со спецификой деятельности компании, и с той отраслью, в которой она занята.

Углеродная нейтральность – в производстве, потреблении энергии и логистике

В последние годы от многих компаний слышны публичные заявления о том, что поставлена цель достичь "чистого нулевого уровня" выбросов парниковых газов (ПГ), или о том, что компания стала "углеродно-нейтральной". Но что означают эти слова? Обязательство по чистому нулевому уровню выбросов означает, что предприятие не будет производить больше выбросов парниковых газов, чем оно может компенсировать или вывести из атмосферы.

При этом очень важно анализировать экспансию конкретного обязательства. Возьмем, например, одного из ведущих мировых производителей полупроводников – компанию Intel, которая недавно взяла на себя обязательство достичь чистых нулевых выбросов парниковых газов к 2040 году. В соответствии с их планом, данная цель направлена на загрязнение, вызванное "глобальными операциями" компании. Сюда относятся выбросы ПГ, исходящие непосредственно от принадлежащего компании оборудования и транспортных средств, а также загрязнение от использования электроэнергии. На профессиональном языке их называют выбросами первой сферы охвата (Scope 1) и второй сферы охвата (Scope 2) соответственно.

Выбросы CO2 при производстве и потреблении энергии, безусловно, являются важным фактором, однако для большинства компаний, по мнению экспертов, большая часть выбросов происходит от цепочек поставок, а также от использования их продуктов и услуг. Это выбросы третьей сферы охвата (Scope 3). Их объем, например, у Intel в 2020 году превысил выбросы двух других категорий вместе взятых более чем в 10 раз, но компания еще не разработала планы по эффективному ограничению таких косвенных выбросов третьего охвата (Scope 3).

Оптимизировать всю цепочку поставок – это большой вызов для любой компании, тем не менее, некоторые технологические гиганты уже взяли на себя эту задачу. К примеру, обещание компании Apple к 2030 году достичь чистого нулевого уровня воздействия на климат включает в себя все три категории выбросов (Scope 1, 2, 3). К тому же недавно компания сообщила, что убедила более 200 своих поставщиков производить продукты Apple с использованием экологически чистой энергии.

К этой цели движутся не только технологические гиганты. Еще одна компания, стремящаяся к общему нулевому уровню всех выбросов – Schneider Electric SE. Эта крупная французская многонациональная компания предлагает цифровые решения в области энергетики и автоматизации для обеспечения эффективности и устойчивости, но их самым известным продуктом, пожалуй, являются лифты. Учитывая более высокий профиль выбросов компании, их цель к 2030 году достичь нулевого уровня выбросов от своей деятельности (Scope 1, Scope 2), и к 2040 году добиться климатической нейтральности во всей цепочке поставок.

Продукт, который помогает повысить устойчивость своих покупателей

Итак, что включают в себя обещания по устойчивому развитию? Какие меры предпринимают компании для сокращения выбросов? Интересно рассмотреть пример компании Autodesk, производящей программные продукты и услуги, которые используются в архитектуре, машиностроении, строительстве, производстве, средствах массовой информации, образовании и индустрии развлечений. Они не только уже добились чистых нулевых выбросов в своей деятельности за счет использования 100% возобновляемых источников энергии, но и совершенствуют свои продукты по проектированию программного обеспечения, чтобы помочь своим клиентам стать более устойчивыми. Так, например, они предлагают программное обеспечение для архитектурной и строительной отраслей с использованием алгоритмов машинного обучения. Этот продукт позволяет проводить комплексный анализ энергоэффективности зданий уже на ранних этапах концептуального проектирования. С помощью таких программ архитекторы и строители могут создавать модели для более точного прогнозирования энергопотребления и менять дизайн и конструкции еще до того, как что-либо будет построено, тем самым, обеспечивая максимальную эффективность.

Бизнес – экологически чистый, а сырье – не очень

Программное обеспечение – не единственная область, где происходят огромные улучшения. Датский производитель ветрогенераторов Vestas Wind Systems неизменно фигурирует в различных рейтингах и входит в число ведущих компаний в области устойчивого развития. Производство ветрогенераторов, в отличие от разработки программного обеспечения, крайне ресурсоемко и имеет большой углеродный след. Несмотря на то, что ветрогенераторы вырабатывают чистую электроэнергию, сами турбины в основном сделаны из углеродного волокна, переработка которого до сих пор была очень сложной или дорогой.

В Vestas Wind Systems принят ряд мер для снижения углеродного следа в деятельности компании, включая электрификацию всего автопарка и перевод собственных систем отопления с природного газа на биомассу. В сотрудничестве с поставщиками компания также старается сократить выбросы в цепочке поставок и повысить "цикличность" своей продукции за счет улучшения конструкций, чтобы обеспечить повторное использование компонентов ветрогенераторов после окончания срока их службы.

Камень преткновения для многих – упаковка

Разумеется, использование зеленой и устойчивой энергии – это первая мысль, которая приходит на ум в связи с уменьшением воздействия на окружающую среду. Однако есть еще один не менее важный аспект, способный сделать менее экологичный продукт чище (даже по составу) – это упаковка. Одной из ведущих упаковочных компаний, ориентированных на устойчивое развитие, является Smurfit Kappa – один из крупнейших в мире производителей картонной упаковки. По заявлению компании, спрос на природосберегающую упаковку растет, и сами потребители все чаще становятся движущей силой этого процесса, что подтолкнуло Smurfit Kappa принять ряд мер, направленных на устойчивое развитие: сокращение потребления воды и общего количества отходов, увеличение доли переработки и повышение устойчивости цепочки поставок за счет "умного управления лесным хозяйством" (smart forestry management). Это означает, что используемая компанией древесная масса получена из лесов экологически безопасным способом, чтобы не разрушать биоразнообразие.

Еще один прекрасный пример лидера в сфере устойчивости демонстрирует Ikea. Также, как и Smurfit Kappa, компания является крупным потребителем древесины и оказывает значительное влияние на климат. Чтобы его уменьшить, компания внесла изменения в ассортимент своей продукции, например, внедрив более энергоэффективные светодиодные лампы (LED) и расширив ассортимент продуктов питания на растительной основе. Ikea также целенаправленно работает над тем, чтобы повсеместно во всех своих операциях использовать 100 % возобновляемые источники энергии.

Следует отметить, что компания также осуществляет системный переход на экономику замкнутого цикла, хотя это, вероятно, отразится на их объемах продаж. Планируется, что каждый разработанный ими продукт можно будет повторно использовать, улучшить, переделать и, в конечном итоге, переработать. Для компании, основным принципом работы которой является продажа мебели в больших объемах по выгодной для покупателя цене, это значимые и похвальные перемены, на которые компания идет сознательно, несмотря на возможный негативный эффект для своих доходов.

Можно привести еще много примеров того, что делают самые успешные компании в области устойчивого развития, однако есть ряд ключевых особенностей, которые выделяют их на фоне остальных. Прежде всего, лидерство в области устойчивого развития обычно исходит от тех, кто действует на опережение, а не просто реагирует на потребительский спрос и громче всех заявляет о проблеме. Кроме того, хорошо управляемые компании понимают, что, несмотря на сложности, создаваемые такими изменениями для их финансовых показателей, игнорирование этих проблем, скорее всего, может привести к полному исчезновению их бизнеса. Наконец, потребители уже сейчас отдают предпочтение более экологически ответственным предприятиям и избегают тех, кто такими не является. Эти тенденции будут только ускоряться.

Информацию подготовил управляющий инвестиционным портфелем BluOr Bank Петерис Целмс

Seko "Delfi" arī Instagram vai YouTube profilā – pievienojies, lai uzzinātu svarīgāko un interesantāko pirmais!