Foto: DELFI/Shutterstock
Капитальный ремонт финансовой системы, объявленный правительством Кришьяниса Кариньша помог Латвии избежать попадания в "серый список" стран, которые принимают недостаточные меры для борьбы с отмыванием денег. Но он же создал реальные проблемы для множества вполне законопослушных предприятий. Банки, которые стремятся избежать повышенных рисков, в массовом порядке закрывают счета своим старым клиентам. DELFI поговорил с четырьмя латвийскими предпринимателями, которые рассказали, как это выглядит.

Многие латвийские предприниматели с ностальгией вспоминают то время, когда работать с банками было легко и приятно. Часом "Х" они называют историю с ABLV, когда банк оказался в центре скандала с отчетом американского Fincen о "систематическом отмывании денег через банк ABLV". В итоге латвийские власти решили провозгласить капитальный ремонт финансовой системы. Это подразумевало и ужесточение законодательства в сфере отмывания денег, и создание Службы финансовой разведки, и усиление функции Комиссии по надзору за рынками финансов и капитала, а следом — две волны чисток в банках.

Первая волна коснулась нерезидентов, которым банки просто закрывали счета, ссылаясь на новое законодательство: под определение "фирм-пустышек" попадал каждый второй нерезидент. Вторая затронула и латвийские предприятия, которые стали неугодны банкам по каким-то другим причинам.

Александр: "Планируем уйти в банки других стран ЕС"

С одним из таких предпринимателей пообщался DELFI. Александр Б. (имя изменено по его просьбе — Ред.) — владелец компании по ремонту навигационного оборудования. Предприятие было создано на базе департамента по ремонту навигационного оборудования Латвийского пароходства в 2004 году. География работ — весь мир. В компании трудятся 20 человек, в виде налогов в бюджет она платит от 0,5 до 1 млн евро.

Александр вспоминает, что проблемы с банками начались тогда, когда в Латвии был объявлен капитальный ремонт финансовой отрасли. "У нашей отрасли есть своя специфика. Дело в том, что практически все мировое пароходство работает под какими-то "чужими" флагами. Чаще всего это Панама, Белиз, Мальта, Кипр и так далее. Форма работы: одно судно — одна компания. Так работают во всем мире, и это всем известно. Еще два года назад банки по этому поводу вопросов не задавали", — вспоминает Александр. Затем ситуация изменилась.

Он говорит, что долгое время компания обслуживалась в Swedbank, который считался гарантом стабильности и надежности. "Примерно два года назад Swedbank начал задавать нам вопросы, — говорит Александр. — Позвонил менеджер и спросил: правда ли, что мы находимся в частной квартире? Я удивился — мы занимаем целый этаж в большом офисном здании. 

Seko "Delfi" arī Instagram vai YouTube profilā – pievienojies, lai uzzinātu svarīgāko un interesantāko pirmais!