Foto: Scanpix
Заблокированные Инстаграм и Фейсбук, подорожавший в два раза сахар и пропавшие с полок гигиенические прокладки – об этих и других последствиях конфликта в Украине говорят россияне, опрошенные Delfi. Люди справляются с трудностями, к которым не готовились, поэтому некоторые из них чувствуют себя заложниками своего государства, развязавшего войну. Но у некоторых работа пошла в гору – например, появились заказы на ведение групп в российской соцсети "ВКонтакте", ставшей одной из замен Инстаграму.

С начала вторжения России в Украину оппозиционный депутат омского городского совета Дмитрий Петренко в своем телеграмм-канале выступал с антивоенной позицией. Он называл Путина "второй демонической личностью после Гитлера", постил фотографии с антироссийских акций в разных городах мира и видео разрушений в украинских городах. В конце марта на Петренко завели уголовное дело по новой статье о фейках о российский армии. По версии следствия, Петренко совершил преступление с использованием служебного положения — его заявления как депутата имеют большoй вес.

Ему грозит до пяти лет колонии. А если следователи решат, что его посты привели к тяжким последствиям — то до пятнадцати лет. До суда Петренко нельзя выходить по ночам из дома и общаться с журналистами.

В России сейчас за фразу в соцсетях "Нет войне" в первый раз могут дать штраф до 50 тысяч рублей. Во второй — срок до пяти лет. Само слово "война" по закону можно расценить и как фейк о российской армии, так как официально страна ведет не войну, а "специальную военную операцию". Тогда, как в случае с депутатом из Омска Петренко, сразу заведут уголовное дело.

Наказания за антивоенные высказывания — не единственное, к чему в стране привел вооруженный конфликт в Украине. Из-за санкций выросли цены, хотя для большинства собеседников Delfi из России этот рост пока терпим. С конца февраля 2022 года пропадали с прилавков или резко дорожали сахар, гигиенические прокладки и офисная бумага. Из-за разных взглядов на действия Владимира Путина люди ссорятся с родителями и друзьями, и лишний раз о происходящем с кем-либо стараются не говорить.

Сторонник задержанного депутата Петренко, 39-летний ЛГБТ- и экоактивист из Омска Николай Родькин не видит больше шансов заниматься в России оппозиционной деятельностью. Еще в 2021 году Родькин боролся за кресло мэра Омска — подал заявку в комиссию горсовета, которая решала, кто станет главой. Тогда он проиграл. К осени 2022 года, когда будут выборы в городской парламент, он хотел собрать оппозиционную коалицию. Сейчас Николай боится написать лишнего в соцсетях — "не самоцензура, а самосохранение" — и ищет возможности для соратников и близких людей уехать из страны.

Про себя говорит: "Капитан покидает корабль последним". Он тоже собирается эмигрировать, но только когда закончит на родине дела.

Lai turpinātu lasīt, iegādājies abonementu.

Lūdzu, uzgaidi!

Pielāgojam Tev piemērotāko abonēšanas piedāvājumu...

Loading...

Abonēšanas piedāvājums nav redzams? Lūdzu, izslēdz reklāmu bloķētāju vai pārlādē lapu.
Jautājumu gadījumā raksti konts@delfi.lv

Seko "Delfi" arī Instagram vai YouTube profilā – pievienojies, lai uzzinātu svarīgāko un interesantāko pirmais!