Foto: Māris Morkāns

Будущее — за национальными государствами. Права нацменьшинств будет отстаивать "историческая родина". В случае обострения отношений между странами нацменьшинству придется непросто. Войны — неизбежность. Победа одной стороны в перспективе рождает поражение обеих. Академик и экс-министр образования и иммиграции Израиля Юли Тамир, чью докторскую о либеральном национализме курировал в Оксфорде философ Исайя Берлин, приехала в Ригу с лекцией и пообщалась с Delfi.

"Почему национализм?" — так называется одна из последних книг Юли Тамир, написанная накануне пандемии. В центре интересов философа и политика — связи между либерализмом и национализмом, симбиоза свободы личности и национальной заданности, от которой уйти трудно, а иногда и чревато.

Еще недавно казалось, что интернет и мобильность вот-вот сотрут границы между странами и нациями. Пандемия, когда каждая страна начала отчаянно спасать своих, показала, насколько важна принадлежность. Война России в Украине обострила темы нации, национальности, лояльности, патриотизма и превосходства одних наций над другими до состояния оголенных проводов.

Примером роли национальной принадлежности Юли Тамир считает судьбу своего учителя — будущего всемирно известного философа Исайи Берлина, автора эссе "Национализм: вчерашнее упущение и сегодняшняя сила". Он родился в 1909 году в семье рижского крупнейшего лесопромышленника, вынужденной бежать от военных и революционных ужасов в Англию, где Исайя поступил в Оксфорд, блестяще его закончил и возглавил один из колледжей.

В начале Второй мировой Исайя был британским сотрудником министерства информации США, чьими докладами зачитывались Черчилль и Рузвельт, потом работал в посольстве Великобритании в Москве, где расположил к себе деятелей русской культуры — Чуковского, Эйзенштейна, вывез в Британию начальный вариант "Доктора Живаго", ему посвятила 21 стихотворение Ахматова, а Бродский — эссе.

Исайя Берлин никогда не отрицал и не скрывал принадлежность к еврейству — национальную, сентиментальную, культурную, но нерелигиозную. Притом что в Оксфорде с такой "пятой графой" было нелегко. Он поддерживал идею сионизма, но никогда не был готов променять Оксфорд на Иерусалим, где ему предлагали пост министра иностранных дел. Он считал, что каждый еврей имеет право выбирать: жить в диаспоре, эмигрировать в Израиль, говорить на английском, русском, иврите, следовать религиозным заповедям, лишь некоторым из них или ни одной…

"Свобода и детерминизм делают нас теми, кто мы есть, — подытоживает мысли своего учителя Юли Тамир. — Они формируют нашу личность". При этом на своем опыте Берлин убедился, насколько это опасно, когда одна нация считает себя превосходной над другими. "Все сады должны цвести в творческой гармонии".

Слушатели лекции Юли Тамир на День Исайи Берлина, который проводили в Латвийской Национальной библиотеке, попросили ее ответить на ряд вопросов, так или иначе касающихся войны в Украине, напрямую завязанной на тему наций. Например, как оппонировать человеку, который полностью уверен в том, что он прав? По мнению Тамир, интеллектуальный подход — попытка дойти до сути и разобраться, кто в чем ошибается — в реальной жизни чаще не работает. "Большинство людей предпочитают сразу быть правыми и уверенными, — считает Юли Тамир. — Для политика важно понять, кто на каких позициях стоит, и достичь не теоретического, а очень прагматичного компромисса. Сегодня прагматизм выигрывает: сбалансировать твои интересы против его интересов…"

Просвещенную рижскую публику ответ не удовлетворил: "Как тогда быть с исторической справедливостью для латышей? — спрашивал ее преподаватель ЛУ. — Для украинцев? Для евреев? Для палестинцев? Как можно забыть и простить все плохое, что им сделано?"

В интервью Delfi Юли Тамир ответила на вопросы:

  • Почему войны надо заканчивать компромиссом, даже известно, кто прав?
  • Почему, если одна сторона победит, проиграют обе?
  • За чем будущее — национальными государствами или глобальным миром?
  • Зачем нужен национализм и когда он опасен?
  • Какая судьба ждет нацменьшинства и их родной язык?
  • Можно ли научить патриотизму и лояльности?
  • Можно ли оставаться космополитом без принадлежности?

Lai turpinātu lasīt, iegādājies abonementu.

Lūdzu, uzgaidi!

Pielāgojam Tev piemērotāko abonēšanas piedāvājumu...

Loading...

Abonēšanas piedāvājums nav redzams? Lūdzu, izslēdz reklāmu bloķētāju vai pārlādē lapu.
Jautājumu gadījumā raksti konts@delfi.lv

Seko "Delfi" arī Instagram vai YouTube profilā – pievienojies, lai uzzinātu svarīgāko un interesantāko pirmais!