Foto: Vida Press
В ночь на 28 мая 1995 года землетрясение стерло поселок Нефтегорск на острове Сахалине с лица земли. 17 пятиэтажных домов превратились в груды бетонных плит, погибло 2040 человек. Этой катастрофы можно было избежать, если бы советские и российские власти прислушались к прогнозам ученых. Среди которых был и сотрудник рижского Всесоюзного научно-исследовательского института морской геологии Константин Ранкс. После катастрофы в Нефтегорске он ушел из геологов в научные журналисты, чтобы объяснять людям: опасные вирусы и насекомые, затопления, потепление и другие напасти ― это реальность, о которой власти будут думать, лишь если мы их заставим.

Институт морской геологии был открыт в Риге в 1960-х годах стараниями академика Карла Спрингиса — первооткрывателя рудных месторождений на Колыме и декана географического факультета Латвийского университета. Рига стала сердцем морской инженерной геологии СССР. Именно туда в начале 80-х попал по распределению молодой геолог Константин Ранкс.

"Чем мы занимались? Вот говорят нам нефтяники: в этой точке моря — прекрасные залежи нефти, мы хотим тут поставить платформу. И мы, инженеры-геологи, исследовали, устойчиво ли дно, как влияют течения и землетрясения. Если слишком дорого или опасно, о месторождении можно было забыть, так как платформа не может быть слишком сложной и дорогой, — объясняет Константин. — Так мы оценивали арктический шельф в Баренцевом море, где сейчас стоит платформа "Приразломная". Через 30 лет после нашего исследования нефть качают под Калининградом. Оценки латвийских исследователей высоко ценили".

В латвийских водах, впрочем, геофизики ничего ценного не находили. Зато уже тогда исследовали, как Балтийское море взаимодействует с песчаной сушей. Было ясно, что подъем уровня воды и течения чреваты для Латвии самыми серьезными последствиями.

Как было предсказано землетрясение в Нефтегорске?

В конце 80-х Константин Ранкс был направлен в экспедицию на Дальний Восток: "Нашим предметом исследования стал Сахалинский шельф ― сложное место. Там тайфуны, землетрясения, движения льда и образование стамух — гигантских дрейфующих торосов, которые могут уничтожить все на своем пути. Мы изучали поведение морского дна, где собирались прокладывать трубопроводы, ставить платформы, строить прибрежные рабочие поселки. Надо было понять, как эти сооружения будут себя вести при сейсмических колебаниях".