Foto: Пресс-фото
В поисках оправдания для начала войны против Украины российские власти пытаются задним числом найти casus belli. После голословных утверждений о тайной разработке украинской атомной бомбы представители российского Министерства обороны заговорили о другом оружии массового поражения — бактериологическом. По их утверждению, на оккупированной украинской территории обнаружены военные лаборатории, в которых якобы готовились материалы для биологической атаки на Россию. Украинский генетик Александр Коляда рассказывает, есть ли под этими заявлениями фактические основания.

— Российские военные утверждают, что обнаружили на территории Украины 30 лабораторий по производству биологического оружия. У этой истории, как это часто бывает в последнее время с российской информацией, есть несколько версий. Первая — официальная: представитель министерства обороны РФ генерал-майор Игорь Конашенков заявил, что в этих лабораториях проводили эксперименты с коронавирусом, направленные на создание особо опасного штамма для заражения населения России. Насколько это реально чисто технически?

— Для Украины нереально. Скажем прямо, молекулярная вирусология — это не самая сильная сторона украинской науки. Мы с трудом всей страной уже на поздних этапах пандемии наладили генетическую идентификацию коронавируса, а это относительно несложный процесс. Что же касается работ по модификации вируса, то, во-первых, для них требуется специальное оборудование, пользоваться которым в нашей стране умеет от силы человек десять, которые заняты в другой сфере. Во-вторых, я не знаю ни одного украинского специалиста, у которого хватило бы квалификации для такой работы, даже если бы ему дали необходимое оборудование и заплатили миллиард долларов, которые якобы выделил на эти исследования Пентагон. Конечно, можно предположить что в этих лабораториях работали американские ученые, но тогда непонятно, зачем было размещать их в Украине. Ведь условия в США явно лучше, а возможностей больше. Да и опубликованная внутренняя документация этих лабораторий составлена на украинском. Трудно представить профессуру из США, которая так освоила наш язык, что даже документы вела на украинском. 

— Есть и вторая версия. Ее продвигают со ссылкой на Скотта Беннета, якобы американского эксперта по борьбе с терроризмом. По его утверждению, эти лаборатории работали над созданием бактериологического оружия против славян и для этого изучали геном русского народа. Это довольно странная идея, учитывая, что официально российская пропаганда постулирует, что русские и украинцы один народ. Возможно ли создать смертоносные вирусы или бактерии, которые избирательно поражают определенные этносы?

— Начнем с того, что Скотт Беннет — не эксперт по борьбе с терроризмом, а человек, осужденный в 2011 году за то, что выдавал себя за кадрового военного. В качестве эксперта и "отставного офицера армии США" он дебютировал на российских пропагандистских ресурсах Sputnik и Russia Today после освобождения в 2014 году. Идея вируса, избирательно действующая на цыган, евреев или русских, выглядит пугающе и эффектно. Вы выпускаете возбудитель в мир и представители определенного этноса умирают, а все остальные остаются целыми и невредимыми. Но в реальности такого не бывает. 


Lai turpinātu lasīt, iegādājies abonementu.

Lūdzu, uzgaidi!

Pielāgojam Tev piemērotāko abonēšanas piedāvājumu...

Loading...

Abonēšanas piedāvājums nav redzams? Lūdzu, izslēdz reklāmu bloķētāju vai pārlādē lapu.
Jautājumu gadījumā raksti konts@delfi.lv

Seko "Delfi" arī Instagram vai YouTube profilā – pievienojies, lai uzzinātu svarīgāko un interesantāko pirmais!