Foto: F64
Новая редакция закона о финансировании партий может оказать на латвийскую политику эффект, сравнимый с принятием скандальной преамбулы к Сатверсме. Продвигаемый правящей коалицией законопроект не только существенно расширит финансовые возможности партий, но и серьезно повлияет на конкуренцию политических сил в стране и вероятность появления новых игроков.

Зачем финансировать партии из госбюджета?

Это стандартная мировая практика. Первой страной, где была опробована модель госфинансирования партий, считается Уругвай — там налогоплательщики взяли политиков на содержание уже в 1928 году. Позже, в середине 20 века, подобный опыт переняли Коста-Рика и Аргентина. Среди европейских стран пионером в данном вопросе стала Западная Германия. Согласно базе данных International Institute for Democracy and Electoral Assistance, регулярное госфинансирование партий и политических фондов есть в 60% стран мира, включая большинство стран Европы. Еще примерно в каждой десятой стране мира партии получают поддержку от государства в ходе предвыборных кампаний.

Как говорится в докладе Международного Фонда избирательных систем, такой способ финансирования политиков позволяет минимизировать риск коррупции, снизить зависимость партий от интересов частных спонсоров, повысить качество политики, прозрачность и эффективность взаимодействия политиков и электората, повлиять на деятельность политических партий в разных аспектах — например, получение господдержки могут быть увязано с соблюдением гендерного равенства, прав национальных меньшинств, прозрачностью финансов и т.д.

Какие изменения планируются в Латвии?

Закон о госфинансировании партий действует в Латвии с 2012 года, но до сих пор объемы оговоренных в нем субсидий были относительно невелики. Партиям, преодолевшим на парламентских выборах 2%-й барьер, выплачивают в течение четырех следующих лет по 0,71 евро за каждый полученный голос. Остальные необходимые для существования средства организации собирают за счет частных пожертвований (не больше 50 минимальных зарплат от одной персоны), членских взносов, средств от хозяйственной деятельности (например, продажи имущества).

Самые крупные поступления из госбюджета по итогам выборов 2018 года полагаются партии "Согласие" (118,7 тыс. евро в год), самые скромные — партии "Прогрессивные" (15,7 тыс. евро). В целом сейчас латвийское государство тратит на прямую финподдержку политиков 580 тыс. евро. Впрочем, уже в следующем году сумма может вырасти почти в восемь раз! Разработанный Минюстом проект поправок в Закону о финансировании партий предусматривает, что за каждый голос на парламентских выборах партия будет получать 4,5 евро, а также начнут учитываться результаты муниципальных и европарламентских выборов — по 0,5 евро за каждый голос. Дополнительно партиям, представленным в парламенте, будут выплачивать по 100 тысяч евро. При этом партиям позволят накапливать госфинансирование в течение трех лет, что заметно упростит для политиков процесс подготовки к парламентским выборам. Как и раньше, политические организации смогут собирать частые пожертвования (пусть и в меньшем объеме) и членские взносы. Если новый порядок вступит в силу, то содержание политических организаций будет обходиться латвийским налогоплательщикам ежегодно в 4,5 млн. евро (изначально речь шла о 5,5 млн. евро, но из-за общественного неодобрения сумму урезали).

В чем подводные камни законопроекта?

Во-первых, сроки его вступления в силу. Хотя логика подсказывает, что новые правила финансирования партий должны вступить в силу после следующих парламентских выборов, то есть в 2022 году, правящая коалиция хочет повысить тарифы уже со следующего года. Это означает, что действующая политическая система фактически намерена себя забальзамировать, исключив возможность появления новых политических проектов.

Во-вторых, привязка финансирования ко всем трем уровням выборов. Предлагаемый законопроект заведомо ставит в невыгодное положение региональные и городские партии, которые обычно не участвуют в выборах Сейма и Европарламента. Фактически таким образом партии правительственной коалиции вынуждают популярных муниципальных политиков вступать в свои ряды как индивидуально, так и целыми организациями.

В-третьих, появление базового финансирования для представленных в парламенте партий. В мировой практике дополнительную поддержку обычно оказывают тем политическим организациям, которые не имеют фракций в парламенте, поскольку они лишены возможности получать оплачиваемые государством помещения, офисную технику, транспорт, сотрудников, доступ к СМИ и т.д. Латвийская правящая коалиция пошла от обратного, чем заметно снизит предвыборные шансы партий "Прогрессивные", "Региональный альянс" и "Русский союз Латвии", которые на прошлых выборах преодолели 2%-й барьер, но не попали в Сейм. Стоит добавить, что РСЛ до сих пор не может получить положенное ей финансирование, поскольку партии Татьяны Жданок не удается открыть счет в латвийском банке.

В-четвертых, зависимость от частных спонсоров не исчезает. Предлагаемый Минюстом законопроект хотя и снижает лимит для частных пожертвований до 12 минимальных зарплат от одного лица, но все равно оставляет широкие возможности для сбора средств (например, какую-то сумму на счет партии могут перевести другие члены семьи мецената). Анализ базы данных Бюро по борьбе с коррупцией, который в прошлом году провело информационное агентство LETA, показал, что за последние два года фигурирующие в крупных коррупционных скандалах лица перевели на счета латвийских партий свыше 400 тысяч евро. Не осталась без внимания СМИ и особая щедрость бизнесменов, связанных с "зеленой энергетикой". По данным журнала IR, за последнее время они подарили различным латвийским партиям 1,3 млн. евро.

В-пятых, предложенная модель финансирования не является гарантией честной конкуренции даже между уже прошедшими в парламент партиями. Минюст предлагает установить потолок госфинансирования в размере 800 тысяч евро — это означает, что партия "Согласие", у которой сейчас в Сейме самая многочисленная фракция, не дополучит больше 200 тысяч евро. Еще один важный нюанс касается долговых обязательств. Новая редакция закона предусматривает, что партия обязана погасить все свои кредиты в течение трех лет после вступления закона в силу. У партии "Согласие", как уже писал DELFI, долговые обязательства сейчас достигают 400 тысяч евро.

Можно ли остановить законопроект?

Проект поправок к Закону о финансировании партий идет в одном пакете с бюджетом страны. Теоретически его можно отозвать или притормозить, но правящая коалиция настаивает на важности документа. Против срочного увеличения господдержки партий выступает оппозиционная фракция "Согласие" и группа инициативных граждан, которая собрала на сайте Manabalss 10 тысяч подписей за двухлетнюю отсрочку вступления закона в силу. Впрочем, ни те, ни другие, скорее всего, не смогут повлиять на ход событий. Президент Латвии Эгил Левитс по итогам встречи с правящими политиками дал понять, что препятствовать законопроекту не будет.

Как финансируются партии в других странах?

Различают два вида государственной поддержки — прямая (деньги из бюджета получает напрямую партия) и косвенная (налоговые льготы, бесплатный доступ к СМИ, субсидированная аренда офисов и изготовление рекламы и т.д.). В отдельных странах государство помогает повышать качество политики через работу политических фондов, которые проводят социологические исследования, следят за прозрачностью политических процессов, организацию образовательно-просветительскую работу с населением и политиками и т.д.

В Литве и Эстонии политические партии находятся преимущественно на содержании налогоплательщиков. На эти нужды из бюджетов обеих стран ежегодно выделяют свыше 5 млн. евро. В Эстонии, где подобный порядок действует уже с начала 90-х, госфинансирование полагается всем партиям, которые преодолевают на парламентских выборах 2%-й барьер. Объем субсидий варьируется от 30 тысяч евро в год (если партия набрала от 2 до 3% голосов) до полутора миллиона (если партия имеет в парламенте фракцию из 30 депутатов). При этом в Эстонии действуют достаточно жесткие ограничения на частные пожертвования: пожертвования от юридических лиц, как и в Латвии, запрещены, а от физических лиц ограничены 1200 евро в год. Конечно, партии еще собирают членские взносы, которые, однако, не превышают 5% всех их доходов.

В Литве механизм дотирования партий из госбюджета был запущен в 2000-е годы. Претендовать на господдержку могут только те из них, что преодолели на выборах 3%-й барьер. При этом литовским партиям и кандидатам сохранили доступ к частным пожертвованиям, при условии, что их объем от одного физического лица не превышает 10% доходов партии за предыдущий год (в противном случае таким меценатом заинтересуются местные "налоговики").

Seko "Delfi" arī Instagram vai YouTube profilā – pievienojies, lai uzzinātu svarīgāko un interesantāko pirmais!