Foto: F64
Почему латвийцы уезжают за границу? Где их дом — там, в Латвии или нигде? Кем они там себя чувствуют — своими, чужими, латышами, гражданами мира? Хотят ли вернуться? Профессор ЛУ Михаил Хазан рассказал порталу Delfi о первых результатах нового большого исследования миграции (*), проведенного Институтом философии и социологии ЛУ.

Портал Delfi стал одним из самых популярных источников информации о Латвии для соотечественников, живущих за рубежом. Прошлой осенью исследователи миграции обратились в том числе и к зарубежной аудитории Delfi с призывом заполнить анкеты — рассказать, что побудило искать счастье там, где нас нет, как эмигрантам и их детям там живется и при каких условиях они готовы были бы вернуться.

Подобное большое исследование эмиграции проводилось последний раз в 2014 году, а опрос вернувшихся — в 2016 году. В прошлом году оба потока — 7702 человека, из которых 5796 эмигранты, 446 — их потомки, а 1460 — ремигранты — опрашивали одновременно. Тем более что многие латвийские подданные находятся в постоянном передвижении, поиске мест, где лучше. На вопросы анкеты ответили латвийские эмигранты из 116 стран, в том числе — из Саудовской Аравии, Тайваня, Сингапура, Замбии, Монголии, Гондураса, Папуа — Новой Гвинеи и даже из некогда нашего Тринидада и Тобаго.

Особенно исследователей интересовали изменения, которые произошли за последних пять лет. Отдельный блок посвящен детям, которые уехали или вернулись с родителями, и появились на свет за рубежом — удалось собрать информацию почти про трех тысяч детей: их жизнь, самочувствие, проблемы и достижения. Об этом расскажем отдельно. Ведь дети — одна из важных причин, по которой люди уезжают и возвращаются.

По оценкам Михаила Хазана, с 2000 по 2019 годы чистая эмиграция (уехавшие минус вернувшиеся) среди граждан и неграждан Латвии составила 315 тысяч человек. Конечно, общий размер латвийской диаспоры за рубежом намного больше — она включает супругов без латвийского подданства, рожденных уже там детей и "старую" эмиграцию — тех, кто уехал раньше, и их потомков.

Почти половина из недавно уехавших причиной отъезда называли неудовлетворенность общественно-политическими процессами и средой в Латвии. Среди покинувших страну в 2000-2014 годах таких ответов было меньше — всего 40%. Лучшие социальные гарантии за рубежом упомянули 38% недавних эмигрантов — тут особых изменений нет.


"Невозможность найти работу в Латвии и финансовые трудности назвал лишь каждый третий из недавно уехавших. Эта причина была гораздо более популярна среди эмигрантов, которые уезжали до 2015 года — так отвечали 46-49%, — уточняет Михаил Хазан. — Это понятно — там сказывался экономический кризис. Сейчас такой эффект может повториться".

Самая стабильная причина отъездов 21-го века — любовь и семья. За последних пять лет больше, чем каждый четвертый (28%), называл причину отъезда — "уехал за любимым", "встретил любовь за границей", "женился" или "вышла замуж за иностранца". Нередко поводом для отъезда была формулировка "поехали нянчить внуков".

Lai turpinātu lasīt, iegādājies abonementu.

Lūdzu, uzgaidi!

Pielāgojam Tev piemērotāko abonēšanas piedāvājumu...

Loading...

Abonēšanas piedāvājums nav redzams? Lūdzu, izslēdz reklāmu bloķētāju vai pārlādē lapu.
Jautājumu gadījumā raksti konts@delfi.lv

Seko "Delfi" arī Instagram vai YouTube profilā – pievienojies, lai uzzinātu svarīgāko un interesantāko pirmais!