Foto: LETA

Стоит ли по-прежнему бояться ковида? А если заболеешь вместе с гриппом? Почему так участились воспаления легких? В Европе умирают от скарлатины — готова ли к этой болезни Латвия? Как уберечься от легионеллеза, если вода непрогрета, а трубы — старые? Отвечает эпидемиолог, директор департамента анализа рисков инфекционных заболеваний Центра профилактики и контроля заболеваний (SPKC) Юрий Перевощиков.

В Латвии стремительно набирает обороты эпидемия гриппа. Служба неотложной помощи уже ввела "чрезвычайный режим" - выезжают только на вызовы, связанные с опасностью для жизни. Два года этот вирус сдерживали пандемийные ограничения - сейчас защита прорвалась.

Перед гриппом мощно вспыхнул респираторно-синтициальный вирус (РСВ). Он тоже привел к рекордным показателям по тяжелым формам — в частности, воспалений легких. В целом респираторные заболевания сегодня — причина обращения к семейному врачу каждого третьего пациента.

Никуда не исчез и ковид. Сегодня миром правят несколько десятков подвидов очень заразного, но более гуманного омикрона. Китай отказывается от "политики нулевой терпимости" к этому заболеванию - там заболевают десятки миллионов. Нельзя предсказать, как будет реагировать организм, если грипп наложится на заболевание ковидом. Увы, одновременное инфицирование этими двумя вирусами (и не только этими) вполне реально.

Сегодня маски обязательны только в медицинских учреждениях и домах социального ухода. В остальном для циркуляции респираторных и иных инфекций преград почти не осталось. А вот коллективный иммунитет, два года мало встречавший "врагов", изрядно просел. Экономия на отоплении, горячей воде, а у некоторых и на качественном питании, проветривании, а также гиподинамия и стресс делают неподготовленных к встрече с возбудителями болезней людей еще более уязвимыми.

За время пандемии жители основательно отстали по части вакцинаций от других болезней. "Если до недавнего времени в Латвии охват прививками детей был традиционно высок, то за годы пандемии охват снизился на 2-3% по всем инфекциям, — рассказывает Перевощиков. — Вроде бы немного. Но если в один год не привьется три процента, в другой — еще три, нарастает число восприимчивых к инфекции людей в популяции. В какой-то момент достигается критическая масса, при которой коллективный иммунитет не справляется и возможна вспышка".

Опасения эпидемиологов вызывают и риски, связанные с приездом беженцев из стран с низким охватом вакцинацией и болезнями, нечастыми в Евросоюзе.

Чего ждать в таких условиях и как себя обезопасить?

Seko "Delfi" arī Instagram vai YouTube profilā – pievienojies, lai uzzinātu svarīgāko un interesantāko pirmais!