Foto: DELFI

Баталии противников и сторонников вакцинации все жарче. Эксперты прекращают консультировать правительство. Политики больше думают о рейтингах к выборам, чем о выводе страны из пандемии. Народ хочет видеть во главе страны осужденного мэра. "Русский фактор" омрачает и без того запутанные ковидные перспективы. Часть стран Европы уже вернулась к привычной жизни, Латвия никак не выйдет из сумеречной зоны. Социоантрополог, доктор наук и преподаватель РСУ Клавс Седлениекс анализирует сложившуюся ситуацию и говорит о перспективах.

В начале апреля прошлого года, когда Covid-19 только появился в Латвии, портал Delfi попросил Клавса Седлениекса спрогнозировать возможное развитие пандемии, а также влияние непривычных ограничений и требований на общество: будем ли мы шарахаться друг от друга, вздрагивать от кашля, выдержат ли родители новые роли учителей и поваров своих детей, без отрыва от "производства", а пожилые люди — одиночество. Что станет с европейским братством, которое поначалу кинулось закрывать друг от друга двери? Сплотимся ли мы сами на фоне общей беды? И как нам поможет государство?

- В прошлом интервью мы обсуждали, почему в начале пандемии Латвия оказалась лучшей в мире — низкая плотность населения, разобщенность, почти у каждого латыша — хутора и lauki, где можно достаточно безопасно и комфортно пересидеть карантин, не заражая окружающих… Но теперь мы первые с конца — что не так?

- Весной прошлого года все условия и вправду были на нашей стороне. Рига вмиг обезлюдела. Все куда-то разбрелись, попрятались по хуторам и провинциям. И наша способность где-то сидеть в одиночестве и какое-то время не контачить с другими в тот раз пригодилась. Но тот ковид был другого типа — двух метров дистанции и чистых рук для него было достаточно.

"Дельта" намного злее — прошел мимо и заразился. Привычные гигиенические процедуры не работают. Да и люди больше не сидят по домам, многие сохранили привычный ритм жизни, вопреки всем карантинам. Болезненный вопрос — нежелания вакцинироваться. У нас любят приводить в пример "особую модель Швеции". Но если бы мы были также дисциплинированы!

Когда шведам говорят, носите маски так — они и будут носить их так, а латыши возразят, что не могут через маску дышать и чувствуют себя униженными, что их принуждают. Мы тут не уникальны — схожая ситуация по всей Восточной Европе.

Отдельная история — ураган разных теорий заговора, просто невероятно, сколько всего можно придумать. Все это следствие хронического недоверия тому, что им говорят связанные с властью люди. На любое высказывание первая реакция — подозрение. Это мы видим и в опросах. При этом люди говорят, что доверяют врачам и экспертам — это одна из причин, почему политики для легитимизации своих утверждений используют "мнение экспертов". Проблема в том, что это зачастую неправда, оттого и экспертные мнения утрачивают доверие.

- Как разные ограничения и локдауны влияют на человека? Легче понемногу "хвост отрубать" или выключить свет жестко, но на короткий срок?

Lai turpinātu lasīt, iegādājies abonementu.

Lūdzu, uzgaidi!

Pielāgojam Tev piemērotāko abonēšanas piedāvājumu...

Loading...

Abonēšanas piedāvājums nav redzams? Lūdzu, izslēdz reklāmu bloķētāju vai pārlādē lapu.
Jautājumu gadījumā raksti konts@delfi.lv

Seko "Delfi" arī Instagram vai YouTube profilā – pievienojies, lai uzzinātu svarīgāko un interesantāko pirmais!