Foto: Publicitātes foto
В советское время дети жили в страхе, что вот-вот случится война — сейчас это ощущение снова с нами. В советское время школьники изучали начальную военную подготовку — с 2024 года военное обучение станет обязательным в школах Латвии. В советское время была цензура в искусстве — сегодня, чтобы претендовать на "Оскара", фильм должен соответствовать определенному набору условий… О том, как далеко мы ушли от советских реалий, портал Delfi поговорил с Илзе Бурковской-Якобсен, режиссером анимационного фильма "Моя любимая война", который этим летом получил премию анимационного фестиваля во французском Анси.

Главная героиня картины "Моя любимая война" — рожденная в 70-е в семье советского функционера и дочки репрессированного девочка Илзе. Девочка, которая родилась на Курземском побережье, но не могла искупаться в море — там была закрытая военная база. Девочку, которая ночами просыпалась в холодном поту — так боялась войны, но при этом охотно бегала по лесу с игрушечным оружием, играя с братом в "вояшку". Девочка, которая стала активисткой, чтобы защитить овдовевшую маму, дочь врага народа. Девочку, которая в конце 80-х написала отказ (и подбила на это своих одноклассников) от начальной военной подготовки, потому что не хотела бы никогда ни в кого стрелять…

Фильм снят в жанре документальной анимации - рисованый в стилистике советских "мультиков" кадры перемежают фотографии семейного архива и отрывки исторических документальных съемок. Сюжет прослеживает судьбу Илзе от застойных 70-х до Атмоды — мирной акции "Балтийский путь" в августе 1989 года, когда два миллиона жителей Латвии, Литвы и Эстонии выстроились в 670-километровую цепь, чтобы привлечь внимание мира к историческим событиям, изменившим статус стран Балтии…

И если фильм на этом заканчивается, то удивительная судьба девочки Илзе только выходит на новый уровень — в смутные 90-е она оказывается в Норвегии, с которой связаны следующие тридцать лет ее жизни. И встречает Тронда Якобсена, ставшего ее мужем и соавтором картины "Моя любимая война", показ которой стартует в Латвии 25 сентября.

- Если говорить о теме вашей новой картины, то какую роль в вашей жизни сыграли советские времена?

- Очень интересную. Есть научное определение, что такое homo soveticus — это человек, не проявляющий инициативы, потому что "инициатива наказуема". Это вросло в его характер. Он не верит, что в жизни можно что-то поменять — уверен, что за него все решается в каких-то мистических верхах. Таким образом люди снимают с себя всякую ответственность за происходящее. Они держатся за догмы и становятся неспособны на прогресс и инновации. Это то, с чем часто сталкивается наше общество и с чем надо бороться.

Lai turpinātu lasīt, iegādājies abonementu.

Lūdzu, uzgaidi!

Pielāgojam Tev piemērotāko abonēšanas piedāvājumu...

Loading...

Abonēšanas piedāvājums nav redzams? Lūdzu, izslēdz reklāmu bloķētāju vai pārlādē lapu.
Jautājumu gadījumā raksti konts@delfi.lv

Seko "Delfi" arī Instagram vai YouTube profilā – pievienojies, lai uzzinātu svarīgāko un interesantāko pirmais!