Foto: Kolāža DELFI, foto – Edijs Pālens, Māris Morkāns
Два новых года — по-московски и по-рижски. 9 мая — море цветов и празднование у памятника. Русский язык — великий и достаточный… По такой типичной для миллионов русских за пределами России формуле живут бабушка-ветеран и мама режиссера Станислава Токалова, чей документальный фильм о своей семье "Все будет хорошо" покорил смелостью писателя Дмитрия Глуховского. Накануне премьеры картины 18 марта в Splendid palace они поделились своими мыслями о новой идентичности русских за рубежом в целом и Латвии в частности.

- Бабуль, ты где родилась?

- В России, городе Курске.

- Правильно. А сейчас ты где живешь?

- И сейчас я живу тоже в России…

- Нет, сейчас ты в другом месте живешь…

- А где я живу?

Нине Никифоровне — хорошо за 90. Родилась в Курске. 16-летней девочкой ушла на фронт, добавив себе возраст на призывном пункте. Рискуя жизнью, вытаскивала раненых с поля боя. Дошла до Берлина. По семейной легенде вернулась в родной Курск девочкой. От неудачной семейной жизни сбежала в Прибалтику — слышала, что там "очень неплохо". Трудилась в санатории Кемери. Когда родилась дочь Ирина, отправилась зарабатывать на квартиру медиком на судне, ходившем к Северному полюсу, оставив ребенка на попечение семьи сестры — в Курске. После российской школы Ирина окончила институт гражданской авиации РКИИГА, где осталась преподавать компьютерное моделирование и статистику…

Так и получилось, что, физически проживая в Латвии, мать и дочка ментально оставались в русском мире. Тесная серийная квартирка в русском районе, русскоязычная родня, друзья, русская работа, русские праздники под "что стоишь, качаясь, тонкая рябина", фон российского ТВ, Путин на Новый год и не только… Нет, под Левитса тоже пили шампанское. Но ведь личное поздравление 9 мая бабушке и медаль к 75-летию Победы приходило не от него. Президента Латвии не было и среди тех, кто благодарил бабушку у памятника в парке Победы за подвиг и дарил охапки цветов, напоминая, что родное государство про нее забыло.

Раза четыре Ирина с большим оптимизмом шла на курсы латышского языка, но использовать новые знания было негде и некогда. Когда преподавать на русском в вузах запретили, перейти на государственный не рискнула — лекции читает на английском. На латышском чувствует себя "как без земли под ногами"…

Сын Ирины, режиссер Станислав Токалов, не скрывает, что картина "Все будет хорошо" стала для него своеобразным камингаутом, исповедью о накопившихся чувствах и мыслях. Сам-то он успешно интегрирован в латышскую среду, но с самыми близкими людьми не все так просто. Особенно сейчас. Этим фильмом режиссер надеется дать старт столь же открытому и честному разговору на тему поиска места русскоязычных в обществе Латвии.

Уже первый показ картины в программе фестиваля документального кино Artdocfest/Riga показал, что расчет верный. Латышские зрители подходили к маме Ирине — благодарили за откровенность и душевность, признавались, что по-иному представляли русскую жизнь. О мероприятии у памятника знали из телерепортажей с возбужденной толпой, российскими флагами и лозунгами "Можем повторить!". В свою очередь Ирина после своей премьеры погрузилась в просмотр документальных фильмов про войну в Украине — с другой стороны, чем показывали по Первому каналу…

Seko "Delfi" arī Instagram vai YouTube profilā – pievienojies, lai uzzinātu svarīgāko un interesantāko pirmais!