Foto: Shutterstock
Сирийский город Алеппо пережил войну, от ужасов которой бежали многие жители страны — в том числе и 61-летний Исам (имя изменено). Поначалу он совершенно не рассчитывал попасть в Латвию. Заплатив контрабандистам целое состояние, он ожидал, что сможет воссоединиться со своей семьей в Нидерландах, но его обманули. Так в 2014 году Исам попал в Ригу, а затем, стремясь выжить, уехал в Германию, откуда в январе его опять вернули в Латвию. Если бы неравнодушные люди не помогали ему пожертвованиями, он бы оказался на улице или в приюте для бездомных.

Исам — один из двух людей, которых в этом году возвратили из Германии в Латвию, однако по данным Фонда интеграции общества (SIF), за последние пять лет в добровольном или принудительном порядке был возвращен 51 человек. Из них в прошлом году в Латвию были возвращены 20, а в 2018 году — 10 человек.

За последние десять лет статус беженца или альтернативный статус в Латвии получили несколько сотен людей. Однако службам неизвестно, сколько из них уехали в другие страны.

"Пока что я не чувствую здесь стабильности, пока что я не могу назвать Латвию домом", — говорит Исам. О встрече в одном из рижских кафе нам удалось договориться через его латвийских друзей, общество "Gribu palīdzēt bēgļiem" ("Хочу помочь беженцам"). На улице Исам запросто может смешаться с толпой — внешне он не отличается от местных. У него достаточно светлая кожа, седые волосы, гладко выбритый подбородок. Он одет в серый свитер и джинсы, на руке — часы. Однако для Исама здесь почти все — чужое, он плохо знает латышский язык, поэтому ему сложно найти работу, у него нет собственного места жительства. Исам говорит на курдском, арабском и немецком языках. Сказанное Исамом нам помогает понять Сулейман, его ментор.

Несколько лет назад эксперты предупреждали политиков о возможности возникновения таких ситуаций — соискатели убежища покинут Латвию из-за сравнительно маленьких пособий и недостаточных мер по интеграции, а другие страны вышлют их обратно, и единственным решением для них в нашей стране окажутся приюты для бездомных. "Что происходит с людьми, которых высылают обратно, когда они попадают в Латвию? Они оказываются на улицах. Они действительно оказываются на улицах", — говорит руководитель "Gribu palīdzēt bēgļiem" Эгилс Грасманис. С тех пор, как Исам получил в Латвии альтернативный статус, прошло больше года, поэтому рассчитывать на государственную поддержку по интеграции он больше не может — ему теперь не полагается ни пособие, предусмотренное для беженцев, ни оплачиваемые государством услуги ментора, ни возможность кратковременного проживания в центре соискателей убежища "Муцениеки". Единственная полагающаяся ему услуга — посещение курсов латышского языка в Государственном агентстве занятости.

Большего ему теперь ждать и не приходится. "Я считаю, что нам совершенно ничего больше не нужно делать для тех, кто нарушал действующие правила", — говорит министр благосостояния Рамона Петравича (KPV LV).

Seko "Delfi" arī Instagram vai YouTube profilā – pievienojies, lai uzzinātu svarīgāko un interesantāko pirmais!