На прошлой неделе впервые за два года состоялся Давосский форум — он несколько раз переносился из-за пандемии Covid-19, в последний раз — с конца января на конец мая. Непривычные даты — вроде бы незначительная деталь (разве что участникам форума пришлось брать с собой зонтики, а не горнолыжное снаряжение), но и она лишний раз напоминала, что с глобальным миропорядком, с которым ассоциируется Давос, что-то не так. Форум, провозглашающий ценности международного сотрудничества, проходил во время кровопролитной войны на территории европейского континента, которая к тому же спровоцировала всемирный всплеск инфляции и продовольственный кризис. "Глобальный экономический провал, а не Глобальный экономический форум" — этот лозунг с одного из плакатов антиглобалистов, протестовавших во время последнего доковидного Давоса, стал только актуальнее.
Еще когда страны закрывали границы и прекращали транспортное сообщение в начале пандемии, экономисты и политологи предупреждали об откате глобализации. Сейчас даже Международный валютный фонд (МВФ), один из столпов глобального экономического мира, опасается "геоэкономической фрагментации": вместо единых правил игры и трансконтинентальных цепочек поставок все больше стран предпочтут замкнуться в небольших региональных блоках, каждый из которых будет противостоять всем остальным.
Массовое сознание, напротив, уже не первое десятилетие опасается самой глобализации, которая превратилась в синоним международного зла. Глобализацию (большей частью небезосновательно) обвиняют в самых разнообразных проблемах человечества: растущее неравенство и непобедимая бедность, непосильные долги небогатых стран, загрязнение окружающей среды, уничтожение культурного разнообразия и распространение опасных инфекций, включая Covid-19. В этом смысле прогнозируемый конец глобализации может показаться хорошей новостью — как минимум одной проблемой меньше.
Сторонники глобализации часто уподобляют сообщество стран мира семье. Возможно, это полезная метафора. Семейные отношения могут быть равноправными и поддерживающими, так что каждый член семьи чувствует себя лучше благодаря этим связям, развивается и реализует свой потенциал. Бывают и совсем иные отношения в семье — разрушительные и даже абьюзивные. Но сложно сказать, что семейные отношения — зло сами по себе.
Глобализация тоже плоха не сама по себе — проблема в том, как именно она была устроена и сможет ли мировое сообщество ее изменить. Этот вопрос кажется очень далеким от жизни отдельного человека, но и достижения, и проблемы глобализации давно сопровождают миллиарды людей в повседневной жизни. В конце концов, даже устройство, на котором вы читаете этот текст, будь то смартфон, ноутбук, планшет или стационарный компьютер, — тоже продукт глобализации со всеми его выгодами и издержками.
Что не так с современной глобализацией
Один из самых известных и авторитетных исследователей процесса, американский экономист турецкого происхождения, профессор Гарварда Дэни Родрик еще в конце девяностых предвидел, что неравномерное распределение выгод глобализации породит массовое недовольство и может спровоцировать ее кризис.