Foto: Guna Rubule
Уже сейчас началась эра новой экономической мысли. Как оказалось, все прежние утверждения о том, что "денег нет" и государство не может тратить больше, чем получает в качестве налогов, весьма основательно вводят в заблуждение.

США направили на поддержку экономики два триллиона долларов (9,8% от ВВП), Соединенное Королевство — 350 миллиардов фунтов стерлингов (15% от ВВП), Германия — 750 миллиардов евро (20,5% от ВВП). На их фоне фискальный стимул Франции в размере 45 миллиардов евро (1,8% от ВВП) выглядит очень консервативным, хотя пару недель назад в это было бы сложно поверить. Предложение Европейской комиссии снять фискальные ограничения и позволить странам-участницам тратить столько, сколько понадобится, указывает на то, о чем "радикальные" экономические обозреватели постоянно напоминают: любое государство, у которого есть автономная валюта, может выпускать деньги в неограниченном объеме без необходимости повышать налоги или брать взаймы на рынке капиталов.

Выпуск денег для государственных нужд осуществляют или центральные банки, или национальные банки развития (к примеру, KfW в Германии). Единственным объективным фактором, ограничивающим расширение денежного объема, является экономическая доступность производственных ресурсов (рабочая сила, сырье, производственные мощности); эти ресурсы можно использовать для обеспечения любого вида нужд. Политика в общей сложности — это идеологическая борьба за то, что является "необходимым", и до сегодняшнего дня в Латвии важнейшие социальные нужды (к примеру, здравоохранение, образование, доступное жилье) таковыми попросту не считались.

Некоторые экономисты, до сих пор настроенные консервативно, не скрываясь, радуются тому, что за последние десять лет Латвия не предприняла ни одной серьезной попытки решить проблему растущего уровня социального неравенства и бедности, однако фискальные показатели, наоборот, удовлетворительны, и у нас маленький государственный долг. По их мнению, это лучше всего поможет нам справиться с грядущим кризисом. Однако способность общества выжить в кризисной ситуации будет напрямую зависеть от качества услуг в сфере здравоохранения (и других социальных услуг). То, включала ли в себя фискальная ответственность также социальную ответственность, мы сможем увидеть совсем скоро. Сейчас жителям было бы полезно запомнить новую уверенность экономистов и политиков "деньги все же есть". Covid-19 не внес изменений в экономическую теорию, а только утвердил ошибочность царящего концепта.

Единственного способа справиться с ситуацией, в рамках которой фискальная емкость государства подчиняется логике частного рынка, можно достичь в сотрудничестве с центральными банками, которые возьмутся купить государственные ценные бумаги на вторичных рынках — не у правительств, а у частного сектора, в руках которого находятся эти ценные бумаги. Это именно то, что будет делать ЕЦБ, таким образом так или иначе ненапрямую финансируя бюджетные дефициты. В таком случае риск, который инвесторы усматривают в растущем бюджетном дефиците, снизится, потому что у них будет гарантия, что эти активы можно будет продать. Вопрос относительно того, как долго это будет продолжаться и будет ли продолжаться после кризиса, вызванного Covid-19, остается открытым и ответ на него зависит от крупнейших стран еврозоны — Германии и Нидерландов. Однако две вещи на данный момент совершенно точно ясны: во-первых, роль государства в экономике определенно станет значительнее, и, во-вторых, еврозона в ее сегодняшнем виде вскоре перестанет существовать, так как Covid-19 вскрыл все недостатки этой монетарной системы — меркантильность Германии, асимметрию севера и юга, доктрину бережливости и недостаток фискального трансферта.

До сегодняшнего дня меры поддержки, предпринимаемые правительством Латвии, напоминали робкие шажки, а не целенаправленное и стратегическое предоставление помощи тем, кому она требуется больше всего. Поддержка предприятий, несомненно, очень важна, однако до сих пор мы очень мало слышим о поддержке работников и жителей в целом. Существующего на данный момент пособия по простою не только недостаточно, но оно и недоступно всем тем жителям, которые работают в теневой экономике. Использовать эту ситуацию для того, чтобы морализаторски дисциплинировать тех, кто (в том числе и по объективным причинам) не уплачивал налоги, было бы экономически недальновидно и высокомерно с политической точки зрения. Политикам надо ясно понять, что общественное мнение на этот раз заключается в уверенной поддержке оказания помощи жителям. На этот раз никто не обвиняет "безответственных" заемщиков. Поэтому механизмам поддержки нужно быть действительно прогрессивными и дальновидными.

Далее я опишу пять решений, которые относятся не только к сегодняшнему дню, но могут заложить основы и для экономики будущего.

Программа обеспечения занятости

Пособия по безработице не могут стать решением ситуации. Во-первых, нужно предотвратить любые увольнения работников, и развитие темы пособий по безработице посылает неправильный сигнал работодателям.

Lai turpinātu lasīt, iegādājies abonementu.

Lūdzu, uzgaidi!

Pielāgojam Tev piemērotāko abonēšanas piedāvājumu...

Loading...

Abonēšanas piedāvājums nav redzams? Lūdzu, izslēdz reklāmu bloķētāju vai pārlādē lapu.
Jautājumu gadījumā raksti konts@delfi.lv

Seko "Delfi" arī Instagram vai YouTube profilā – pievienojies, lai uzzinātu svarīgāko un interesantāko pirmais!