Fоtо: Guy Eisner, Elaine Solowey

Ученые вырастили дерево из тысячелетнего семени, которое археологи нашли в пещере в Иудейской пустыне в конце 1980-х годов. Есть основания полагать, что это может быть лекарственное растение, давно вымершее в дикой природе и упоминавшееся в Ветхом Завете, пишет научно-популярное издание Live Science.

На "воскрешение" библейского дерева ушло почти 14 лет — из крошечного семени, найденного археологами в пещере более 30 лет назад, выросло трехметровое дерево. Исследователи назвали его Шеба (Sheba). Согласно исследованию, опубликованному 10 сентября в научном журнале Nature Communications Biology, оно уже достаточно велико, чтобы можно было охарактеризовать его внешние особенности, провести секвенирование ДНК и химический анализ.

Fоtо: Guy Eisner, Elaine Solowey

Радиоуглеродное датирование позволило установить, что возраст семени составляет около тысячи лет (между 993 и 1202 годами нашей эры). Оно происходит от дерева, которое когда-то росло на юге Леванта, но сейчас исчезло в дикой природе. Левант — это регион, где сегодня расположены Израиль, Палестина и Иордания.

Исследователи полагают, что зрелое дерево может быть источником Галаадского бальзама, упоминаемого в Библии. Это смолистый экстракт, упоминаемый в Ветхом Завете, в книгах Моисея, Иеремии и Иезекииля.

"Бальзам, упомянутый в Библии, давно является предметом научных споров", — говорится в исследовании. Вещество связывают с исторической областью к востоку от реки Иордан между рекой Ярмук и Мертвым морем.

Ученые определили, что дерево принадлежит к роду Commiphora, который входит в семейство ладанниковых и мирровых и насчитывает около 200 идентифицированных видов растений. Растения рода Commiphora встречаются в основном в Африке, на Мадагаскаре и Аравийском полуострове. Точный вид до сих пор не определен, поскольку дерево не цвело и, следовательно, не дало репродуктивного материала, на основе которого ученые могли бы провести более детальный анализ.

Также нельзя утверждать, что оно имеет отношение к мифическому Галаадскому бальзаму, который в то время очень ценился за свой аромат. Это дерево, вновь и вновь упоминаемое в трудах древнегреческих, древнеримских и византийских авторов, так и не было идентифицировано, хотя существует несколько кандидатур. Наиболее популярным является Commiphora gileadensis, но некоторые ботаники не согласны с этим и считают, что настоящим источником бальзама может быть растение из рода Pistacia.

Fоtо: Deror_avi / cc

Поиски мифического Галаадского бальзама продолжаются.

"Наша гипотеза заключалась в том, что растение Шеба может быть источником знаменитого бальзама", — пишут исследователи. Но отсутствие ароматических соединений делает эту версию маловероятной. Однако анализ показал, что растение обладает рядом лекарственных свойств, которые позволяют предположить, что оно может быть тем самым библейским деревом.

Фитохимический анализ листьев и смолы Шебы показал, что они богаты пентациклическими тритерпеноидами, биологически активными соединениями с противовоспалительными свойствами. Листья и стебли также богаты скваланом — натуральным маслянистым веществом, обладающим антиоксидантными и разглаживающими кожу свойствами.

Fоtо: Guy Eisner, Elaine Solowey

"Мы считаем, что эти находки подтверждают нашу вторую гипотезу о том, что Шеба может быть вымершим деревом, которое когда-то росло в этом регионе и смола которого упоминается в библейских текстах. Оно было ценным, ассоциировалось с исцелением, но не описывалось как ароматическое", — говорят исследователи.

Тем временем поиски исторического источника Галаадского бальзама продолжаются. "Если бальзам сохранился как вид рода Commiphora, возможно, ученые еще не идентифицировали его", — пишут исследователи.

Читайте нас там, где удобно: Facebook Telegram Instagram !