Сто лет назад знаменитый ландшафтный архитектор Георг Куфальдт, будучи директором садов и парков Риги, посадил в ее зеленых зонах немало экзотических цветов, кустарников и деревьев. Сегодня, спустя век, эта традиция продолжается, и в латвийской столице, в самом обычном сквере, можно порой наткнуться на такие удивительные растения, которые никак не ассоциируются с нашими краями. С помощью Улдиса Зоммерса, члена правления муниципального OOO Rīgas meži, портал info.riga.lv составил топ из семи самых редко встречающихся деревьев Риги.
Американское тюльпанное дерево
Листья дерева похожи на маленькие лиры. Но гораздо удивительней его цветы: большие (до 7 см), очень яркие и невероятно похожие на тюльпаны. Цветет дерево обильно, и выглядит это просто фантастически. Цветение происходит в конце мая-начале июня.
В природе тюльпанное дерево встречается на востоке Северной Америки и является национальным символом американских штатов Индиана, Кентукки и Теннесси. Оно прекрасно переносит морозы и хорошо вписалось в наши погодные условия.
Гинкго
Сегодня гингко в дикой природе практически не встречается, но зато его успешно культивируют в странах с теплым климатом. В Риге первые гинкго высадил век назад знаменитый ландшафтный архитектор Георг Куфальдт – и с тех пор наш город стали упоминать во всех справочниках как "самую северную точку, где растет гингко". Эти столетние деревья и сегодня живы, они растут в сквере напротив здания латвийского университета.
А в 2014 году в том же сквере высадили еще один саженец гингко, подаренный Риге веймарцами – жителями одного из городов Германии. Он прекрасно прижился, защищенный металлической оградой.
Грецкий орех
В августе, в День города, состоится официальное открытие этих посадок, рядом с саженцами будут установлены таблички. Как теплолюбивое растение примет наш климат? Смогут ли его орехи вызревать до конца? Поживем – увидим.
Сакура
Они высажены в парке Победы и вот уже четвертую весну подряд привлекают глаз издалека пышными розовыми и белыми облаками – именно так выглядят их кроны в период цветения.
Сибирский кедр
Сибирский кедр (с научной точки зрения – сибирская сосна) – дерево замечательное. В отличие от обычной сосны, у него длинней хвоя, он в два раза дольше живет, а его шишка полна вкусных и очень полезных кедровых орешков. Именно это дерево составляет основу знаменитой сибирской тайги, именно к нему каждую осень идут "шишковать" сибиряки, и это кормит их не хуже охоты на пушного зверя.
Магнолия
Исконно магнолия – землячка тюльпанного дерева, растет, как и оно, в горных районах Северной Америки. И точно так же, как тюльпанное дерево, по весне магнолия покрывается дивными крупными цветами. Их яркость так несвойственна нашему климату, где глаз привык к пейзажу в пастельных тонах. Тем замечательней магнолии его оживляют.
Кентуккийское кофейное дерево
Откуда же это дерево взялось в наших краях? Оказывается, в 60-е годы прошлого века в Советский Союз была завезена партия бундука двудомного: кто-то из руководства решил, что оно будет прекрасно украшать города. Однако эта идея не получила распространения. Где-то кентуккийской кофейное дерево само засохло, где-то его выкопали и заменили другими растениями… А где-то оно по сей день встречается в единичных экземплярах, как у нас в Риге.
Стоит предупредить, что плоды бундука – это, конечно, никакой не кофе. Они принадлежат к семейству бобовых и в сыром виде ядовиты. Правда, в Северной Америке их наловчились жарить при очень высоких температурах, чтобы перемолоть и пить. И вроде даже полученный напиток отдаленно смахивает на кофе. Но риск отравиться слишком велик, чтобы идти на такие эксперименты.
Зато зеленой гелеобразной субстанцией, что находится внутри стручка, вполне можно мыться. Правда, она не пенится и быстро твердеет при извлечении. Но зато абсолютно безвредна.